НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Закулисье "АвтоЗАЗ": Как в Украине производят автомобили (Фото)

Закулисье "АвтоЗАЗ": Как в Украине производят автомобили (Фото)
Журналисты побывали на "родине" "Таврии" и посмотрели полный цикл автомобильного производства
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

При словах "Запорожский автомобилестроительный завод" наверняка возникает перед глазами образ отечественного чуда автопрома — "Таврии". На "совести" предприятия также и другой народный автомобиль — Daewoo Lanos. Однако ЗАЗ выпускает и множество других моделей, включая автобусы. Здесь намерены собирать также первый украинский электроавтобус.

ЗАЗ — завод с полным циклом производства: от штамповки металлопроката в прессовом производстве и автоматизированных и роботизированных линий сварки, окраски и сборки до проведения ТО авто, реализованных в сети автосалонов. Также здесь делают комплектующие, например, крупных деталей — сиденья, подвески, системы выхлопа и системы питания для автобусов.

К слову, на заводе в Запорожье производятся только легковые авто.

Автобусы и грузовые авто производятся в 100 км — на Мелитопольском моторном заводе. Delo.UA побывало на заводе и посмотрело, как живет украинский автопром.

На экскурсию на автозавод ЗАЗ журналистов вез одноименный автобус А10. Первое впечатление после въезда на территорию — поражающие масштабы предприятия и внешняя схожесть с советскими заводами. Впрочем, ассоциация с СССР исчезает, когда входишь в цеха ЗАЗа.

Прессовое производство

Председатель правления ЗАО "Запорожский автомобилестроительный завод" Николай Евдокименко рассказывает, что в каждом автомобиле степень украинской добавленной стоимости варьируется от 50% до 70%. Вместе с тем металл для автомобилей, не считая мотора, — это основа машины, в Украине он не производится.

Осмотр предприятия начался с прессового цеха, который производит крупные штамповки компонентов (деталей), из которых потом на предприятии сваривают кузов автомобиля. Именно здесь делают все каркасные элементы кузова.

Кроме того, в этом цехе производится штамповка для завода JME в Каире, который производит автомобили ЗАЗ Aveo и ЗАЗ Lanos для рынка Египта и близлежащих стран. "В данный момент это линия из пяти прессов, которая была установлена на стыке 2008-2009 гг. Во главе линии стоит пресс усилием 2 тыс. тонн, за ним — два пресса усилием 1 тыс. тонн и два — по 500 тонн", — рассказывают на предприятии.

Линия, в зависимости от конфигурации и сложности детали, может производить компоненты с различной скоростью — от 4 до 16 деталей в минуту.

Процесс выглядит так: рулоны металла разрезаются на специальных линиях размером под нужную деталь, после чего робот берет заготовку, укладывает ее на транспортный стол, передает эту заготовку через моюще-смазывающую машину, после чего заготовка отправляется на линию прессовки, где из нее делают деталь автомобиля ЗАЗ.

"На этом оборудовании производятся все крупные детали автомобилей Lanos, Vida и Forza — боковины, двери, крыши, крышки багажника", — сообщил Евдокименко.

Замглавы правления по производству Василий Кривонос напомнил, что металл, который применяется в производстве весовых деталей, не производится в Украине. Из-за специфичности автомобильного листа невозможно, например, штамповать элемент кузова из металла, который производит "Запорожсталь".

"До недавних пор мы получали российский металл — Северсталь, Липецк, — а сейчас это западные заводы. Львиная доля — это U.S. Steel Košice — сталелитейный комбинат, расположенный в городе Кошице, Словакия, а также заводы ArcelorMittal в Европе (расположены в Польше, Германии и Франции). Это основные заводы, из которых мы получаем материалы. Естественно, этот факт влияет на ценовое позиционирование", — говорит Кривонос.

Потом изготовленные детали загружают на специальную тару и отправляют в сварочный цех или в контейнеры с последующей отправкой в Каир.

Роботы на сварке

Линия цеха сварки автомобилей ЗАЗ частично автоматизирована, на линии поочередно свариваются детали кузова. Некоторые роботы на линии выполняют две функции: транспортную и сварки.

На автопроизводстве — линия сварки Lanos и Vida (кузова хэтчбек и седан). Дополнительно изготавливается кузов грузовых автомобилей Lanos и Vida — Lanos Cargo и Vida Cargo.

"На одной части линии происходят так называемые "прихватки" кузова: из 860 точек в Lanos и 930 точек Vida ставится половина сварочных точек, остальные сварочные точки ставятся на линии доварки кузова. Это абсолютно автоматизированный комплекс", — отметил Кривонос. Он добавил, что в цехе сварки производятся 8 кузовов в час.

После кузов прибывает в пункт контроля, где он проверяется на наличие дефектов и отправляется в цех окраски.

"Темп работы в цехе сварки синхронизирован с темпом работы в цехе окраски, но из-за незначительных объемов мы разделили технологию. Сейчас цех окраски работает в два захода. Первым заходом кузов обрабатывается по подготовке, нанесению катафорезного грунта и все операции по герметизации кузова. Второй заход — нанесение второго грунта и эмали", — рассказал Кривонос.

На заводе есть два конвейера — малопроизводительная линия (бывшая линия сборки Opel, 4-5 кузовов в час) и основная линия сборки (30 кузовов в час).

Автомобиль после всех этапов окраски идет на сушку, проходит аудит и отправляется на сборочную линию ЗАЗа, где приобретает более привычный покупателю вид. В нашем случае — малопроизводительный конвейер. В конце автомобиль отправляют на испытательный трэк, где машины проверяют на скоростные режимы, режимы торможения, тестируют его на спец. полосе.

Бочка дегтя

Мне когда-то рассказывал друг, как работники разных предприятий ненавидят визиты журналистов. С самого утра всех собирают, заставляют приводить предприятие в самый лучший вид и всем до единого, пока делегация посещает производство, нужно работать как в последний раз. Было ли так на "АвтоЗАЗе" — сложно сказать. Но не факт, что неотрывный процесс сборки автомобиля, показанный журналистам за час осмотра производства, совпадает с действительностью.

В этом месяце, по данным Евдокименко, будет произведено 250 легковых автомобилей.

Линия малой производительности выдает 3 авто в час (или 27 авто в сутки при условии 9-часового рабочего дня). Это значит, что месячную норму завод производит за почти 10 суток.

На предприятии говорят, что сокращений не избежать. К примеру, еще в 2012-2013 году на ЗАЗе работало около 5 тыс. сотрудников, сейчас — 2,5 тыс. "Мы были вынуждены их (работников — ред.) сокращать", — отметил Евдокименко.

На линии сборки работают около 100 человек, тогда как на основном конвейере должны работать 700 человек.

В 2016 году, по данным ассоциации "Укравтопром", на Запорожском автомобильном заводе было произведено 526 машин, что на 86,6% меньше, чем в 2015 году. Из общего количества — 403 легковых, 118 грузовых и 5 автобусов. Фактически завод простаивал, и это при том факте, что на "АвтоЗАЗе" производительность основной линии цеха — 120 тыс. автомобилей в год (30 кузовов в час).

Евдокименко признается, что завод работает под потребности рынка, а они сейчас не слишком большие. На заводе же признаются, что рабочий график — это 2-3 дня в неделю.