НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Бизнес на кладбище: что предлагают изменить в сфере ритуальных услуг

Антимонопольный комитет Украины вместе с Минрегионстроем решили сделать более конкурентным такой специфический бизнес, как ритуальные услуги. Несмотря на свою непопулярность среди других сфер бизнеса, на рынке ритуальных услуг идет жесточайшая борьба за каждого клиента

Монополия на отдельные услуги, теневые "договорняки" медработников и ритуальных служб, нарушение санитарных норм — это далеко не полный перечень проблем на рынке. Первый шаг в борьбе, который предлагают сделать в профильных ведомствах — существенное изменение Закона "О погребении и похоронном деле".

Подготовкой этих изменений занялся Антимонопольный комитет Украины, который создал рабочую группу из участников рынка, представителей Минздрава, народных депутатов, общественных деятелей.

В рабочей версии законопроекта следует отметить пять важных изменений.

  1. Криминальная ответственность за разглашение информации

Информация об умершем человеке, согласно законодательству, является конфиденциальной. Но те, кто узнает о смерти человека первыми, — медработники и полиция, — "сливают" данные ритуальным службам за "вознаграждение". Таким образом, к родственникам умершего сразу же обращаются агенты ритуальных служб. В результате из-за тяжелого морально-психологического состояния родственники не очень перебирают фирмами.

За распространение информации об умершем, противоречащее требованиям Закона Украины "О погребении и похоронном деле", предлагают наказывать штрафом в размере от 200 до 500 необлагаемых минимумов доходов или арестом на срок до девяти месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Против введения такого пункта в закон никто на рабочей группе не возражал.

  1. Услуга за подготовку тела к погребению — бесплатная

Сотрудники бюро судебно-медицинских экспертиз и патологоанатомических отделений должны проводить бальзамирование, одевание на бесплатной основе, считают члены рабочей группы. Таким образом, когда тело находится на экспертизе, после вскрытия судмедэксперты должны выдать тело одетым и полностью подготовленным к погребению.

"Распространенными остаются случаи, когда или сами работники бюро судебно-медицинской экспертизы требуют деньги, или когда в помещении арендует место частная ритуальная компания, сотрудники которой одновременно работают по совместительству в судебно-медицинской экспертизе. До обеда он там, после обеда тут, и до обеда он делает это бесплатно, а после обеда бальзамирование и одевание делает за деньги, которые идут ритуальной компании", — рассказывает государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины Агия Загребельская.

Детали того, как разделить работу судмедэкспертов и ритуальщиков, эксперты будут еще обсуждать на следующих заседаниях.

  1. Демонополизировать кладбища и крематории

Проблема, требующая немедленного решения, — это препятствия, создаваемые коммунальными предприятиями для частных фирм, которые выходят на рынок ритуальных услуг. Сейчас ритуальные службы, работающие в форме коммунальных предприятий, сочетают в себе несколько функций: осуществляют административно-хозяйственное управление кладбищ и крематориев, вместе с тем являются балансодержателями этих объектов, а также предоставляют платные ритуальные услуги. Таким образом, складывается ситуация, когда полномочия по допуску на рынок ритуальных услуг в большинстве регионов принадлежат коммунальным предприятиям, которые одновременно являются конкурентами для частных ритуальных агентств.

Как отмечали участники дискуссии, в Украине нередки случаи, когда работники коммунального предприятия не допускают похоронную процессию на кладбище, пока у них не купят гроб или венок, или же требуют дополнительной неофициальной оплаты.

В АМКУ предлагают, чтобы коммунальные предприятия имели право заниматься чем-то одним: или содержать кладбища, или предоставлять ритуальные услуги.

  1. Детенизация ритуальных услуг

Как и некоторые сферы экономики Украины, большая часть рынка ритуальных услуг находится в тени. Чтоб хотя бы частично решить эту проблему, в АМКУ предлагают создать реестр предприятий, допущенных к рынку ритуальных услуг, чтобы потребители или другие заинтересованные лица могли сами проверить легальность компании.

  1. Никакой стихийной торговли предметами ритуальной принадлежности

В Минрегионстрое и Антимонопольном комитете предлагают упорядочить торговлю, которая происходит около кладбищ, больниц, коммунальных предприятий. Однако авторы проекта изменений ждут общей позиции от самих участников рынка по этому поводу.

В АМКУ отмечают, что преимущества на рынке получают не те, кто качественно предоставляет свои услуги, а те, кто оказывается максимально близко к своим клиентам.

Читайте о том, кто зарабатывает на ритуальных услугах в Украине>>>

На что еще жалуются ритуальные агентства

В нормативной базе нет определения порядка предоставления таких видов ритуальных услуг, как транспортировка тела умершего. На сегодня отсутствуют какие-либо требования к тому, кто имеет право транспортировать тело, на каких транспортных средствах. Поэтому очень часто гробы перевозят в машинах, которые потом без санобработки пускают в рейс как общественный транспорт или используют для перевозки продуктов.

Есть также нормативная неурегулированность понятия "ритуальные услуги" и того, что в входит в их перечень. Кроме того, продолжаются дискуссии вокруг того, следует ли некоторые медицинские услуги (например, бальзамирование тела) передать ритуальным агентствам.

Отдельного внимания требует строительство крематориев. Поскольку во всех крупных городах Украины нехватка земли на кладбищах, следует обратить внимание на альтернативный способ захоронения — в колумбариях, где хранят урны с прахом. Но для этого следует построить еще и крематории, которых на данный момент в Украине всего лишь три.

В проекте закона, который готовит рабочая группа, предлагают ввести следующий пункт: "Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, центральные органы исполнительной власти способствуют осуществлению инвестиционной деятельности для строительства крематориев с правом дальнейшей эксплуатации и содержания похоронных домов при них".

Как отметила Delo.UA Агия Загребельская, создание инвестиционного климата на этом рынке еще требует определенности в законах. "Этот пункт должен быть доработан, чтобы это не влияло на конкуренцию, чтобы действительно честные инвесторы, а не те, кого привлекли определенные структуры на каких-то своих договоренностях, могли строить крематории", — объяснила она.

Согласно действующему законодательству в Украине нет частных крематориев и кладбищ. Хотя места для захоронения, находящиеся частной собственности, довольно распространены за рубежом. Тем более за границей — это бизнес, который в большинстве случаев уже передается из поколения в поколение, в котором есть требования к работникам, уже сформированы правила этики. Кстати, в планах рабочей группы разработать что-то подобное и в Украине — "требования к работникам рынка".

"Вопрос в нашей стране стоит не в том, реально это или нет. Вопрос в том, насколько законодатель сможет выписать механизм, чтобы эти кладбища создавались, а государство смогло обеспечить применение этого закона", — рассказывает государственный уполномоченный АМКУ.

СПРАВКА

Объем рынка ритуальных услуг оценивается Минрегионстроя в 1,3 млрд грн, 53% которого — за коммунальными ритуальными службами, а оставшиеся 47% — за частниками.