- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Как защищать себя от произвола авиакомпаний
с авиакомпаниями за свои права можно, но проще изучить меры предосторожности и максимально обезопасить себя от возможных неприятностей, пишут "Деньги".
Что должна делать авиакомпания в случае задержки рейса
Стоит отметить, что Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа (документ имеется в приложении к статье на сайте www.dengi.ua) довольно жестко регламентируют права и обязанности авиакомпании в случае задержки рейса. Например, пассажир имеет право отказаться от полета, требовать у авиаперевозчика полного возврата денег за билет и компенсацию за задержку, если она превысила разумные сроки. Увы, в Правилах не написано, какие сроки являются разумными. Сумма компенсации рассчитывается исходя из стоимости перевозки, она также может включать в себя расходы пассажира, которые связаны с задержкой рейса и подтверждены документами (чеками). Однако сумма компенсации не может превышать стоимость билета или его неиспользованной части.
По словам юрисконсульта юридической компании "Шмаров и Партнеры" Евгения Бондаренко, в большинстве случаев задержки рейсов или их отмена происходят как следствие обстоятельств непреодолимой силы, иными словами -- форс-мажора. "К таковым можно отнести метеорологические условия (большинство задержек), войну, неурегулированность международных отношений и прочее. В этих случаях перевозчик вообще может отменить или отложить рейс без предварительного уведомления пассажира", - объясняет г-н Бондаренко.
В каких случаях добиться компенсации не удастся
Компенсация за утрату багажа
-- $20 (их эквивалентом в другой валюте) за один килограмм (включая вес сумки, чемодана или упаковки) уничтоженного, утраченного или поврежденного багажа;
-- $400 (их эквивалентом в другой валюте) на одного пассажира за ручную поклажу, которая не сдается в багаж и находится под контролем пассажира на протяжении полета.
"В случае с ручной поклажей нужно учесть следующее: она на протяжении всей перевозки находится именно под охраной и под ответственностью самого пассажира. А поэтому предъявлять претензии перевозчику стоит только в том случае, когда есть реальная возможность доказать тот факт, что ущерб ручной клади нанесен его служащими или агентами и вины пассажира в этом нет", -- подчеркнул г-н Бондаренко.
Если же такая неприятность, как утрата или повреждение багажа, все-таки произошла, следует сразу же обратиться к представителю перевозчика и составить соответствующий акт, а после этого не позже, чем в течение 7 дней, выставить претензию. "Иначе с компенсацией ущерба впоследствии наверняка возникнут проблемы", -- резюмировал г-н Бондаренко.
Перепродажа билетов на рейсе
Антон Борисюк заверил, что случаи "перепродажи" бывают нечасто. "Как правило, глобальные дистрибьюторские системы бронирования билетов застрахованы от таких ситуаций, хотя даже в очень совершенных компьютерных системах иногда происходят сбои", -- рассказал он. При этом г-н Борисюк отметил, что, по статистике, "перепродажи" чаще происходят на регулярных рейсах. "В этих случаях, согласно украинским и международным нормам, пассажирам предлагают отправку к месту назначения ближайшими рейсами других авиакомпаний, выплату компенсации либо ваучер на скидку при приобретении другого билета или на повышение уровня обслуживания до бизнес-класса, в случае если в будущем пассажир купит билет экономкласса на рейс этой авиакомпании", -- пояснил вице-президент МАУ по сервису и логистике. Впрочем, иногда "перепродажи" случаются на чартерных рейсах, но это, как правило, следствие ошибок туроператоров. Они же и предпринимают соответствующие меры.
Судиться смысла нет?
И еще нужно помнить, что пассажир чартерного рейса защищен от произвола перевозчиков значительно хуже, чем летящий регулярным рейсом -- согласно все тем же Правилам воздушных перевозок.