НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Как железная дорога и порты будут работать в режиме военного положения

Как железная дорога и порты будут работать в режиме военного положения
В 10 украинских областях введен режим военного положения. Разбираемся, как он повлияет на работу портов и железной дороги и повлияет ли вообще
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Верховная Рада 26 ноября поддержала введение военного положения на части территории Украины, которая граничит с Россией и Приднестровьем. В Мининфраструктуры на следующий день прошло совещание по поводу введения военного положения, и, по данным источников Delo.ua, глав отраслей МИУ проинструктировали не комментировать ряд вопросов.

Delo.UA ранее уже разобралось, что военное положение значит для украинцев. Теперь разберем, как будут работать "Укрзализныця" и порты Украины, и какие последствия могут наступить для пассажира или грузоотправителя в данной ситуации.

Железная дорога

В "Укрзализныце", как и в Мининфраструктуры, поспешили успокоить пассажиров и бизнес — отмены пассажирских или грузовых поездов быть не должно. Как сообщил и.о. председателя правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов, поезда курсируют согласно установленному графику.

"В пределах той компетенции, которую я могу прокомментировать, скажу: на сегодня "Укрзализныця" функционирует стабильно… Никаких отмен пассажирских или грузовых поездов быть не должно, все курсирует по графику в соответствии с обычным режимом", — заявил Кравцов, добавив, что есть усиленный режим в направлении военных перевозок.

Если говорить об изменениях, которые привнесло в работу ж/д монополиста военное положение, то в УЗ сообщили, что ведомство собственными усилиями и "за счет специальных формирований" усилило охрану критических объектов инфраструктуры, пассажирских вокзалов, особенно в областях, где введено военное положение, а также контейнеров с опасным грузом.

Будут ли опоздания поездов?

Согласно заявлению министра инфраструктуры Владимира Омеляна, министерство ввело особый режим работы железнодорожного транспорта. Он предусматривает обеспечение пропускной способности ж/д сети и соответствующего подвижного состава для нужд обороны в основных направлениях, определенных Генеральным штабом Вооруженных сил Украины.

"Также приоритетность при назначении поездов будет определяться необходимостью осуществления перевозок в условиях военного периода, по решениям военного командования", — сообщил Омелян.

Это значит, что для УЗ приоритетом в перевозках стало военное направление. Это, в свою очередь, может привести к задержке или отмене поездов. Однако в "Укрзализныце", хоть и не исключают такой вариант, уточняют, что это маловероятно.

"Мы не видим причин для задержки поездов. Мы работаем в условиях мобилизации, в условиях выполнения (военных — ред.) заданий активно последние 4 года. За эти 4 года мы смогли построить работу таким образом, что военные задания государства не влияют на перевозки", — отметил Кравцов.

Будет ли отменен ж/д транзит из РФ?

Ответ — не будет. Министр инфраструктуры Украины сообщил, что Украина не будет ограничивать транзитные перевозки из РФ.

"Транзит мы не имеем права отменять, потому как это нарушение наших международных обязательств", — сообщил Омелян.

Будут ли отменены поезда в Россию?

Скорее всего, нет. Несмотря на старые заявления министра инфраструктуры закрыть пассажирское ж/д сообщение с Россией, это сделать не так просто, да и не совсем нужно.

Напомним, что Россия с 2014 года отменила поезда в Украину, кроме одного — Москва-Кишинев, через Украину он идет транзитом.

В "Укрзализныце" не раз говорили, что если будет соответствующее решение о запрете перевозок в РФ, компания его выполнит. "Это вопрос политический, и УЗ не влияет на принятие такого решения. Мы как субъект хозяйствования действуем в рамках закона", — отмечал в интервью Delo.ua начальник департамента пассажирских перевозок дальнего следования "Укрзализныци" Александр Красноштан.

Однако есть и сложность в этом вопросе: по территории Украины курсируют поезда не только формирования украинской железной дороги. Например, через страну едет поезд Санкт-Петербург—Кишинев, а это поезд формирования Молдавских железных дорог.

"Закрыв сообщение с РФ, мы нарушим международные договоренности. Такая же история с поездом Киев—Баку, этот поезд идет через большую часть России", — уточнял Красноштан.

Кроме того, для УЗ поезда в Россию крайне выгодны. По данным Госстата, в Россию в прошлом году ездили более 4,37 млн украинцев.

Порты в военном положении

С украинскими портами дела обстоят иначе. Сразу стоит сказать, что, по данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), на сегодняшний день порты работают в штатном режиме.

Чтобы разобраться в вопросе работы морских "ворот", стоит вернуться в 2014 год. Тогда россияне основательно взялись за строительство Керченского моста. Многие эксперты уже тогда опасались, что Россия после окончания строительства моста может перекрыть доступ судам в порты Азовского моря — Мариупольский и Бердянский.

Для того чтобы судно попало в украинский порт Азовского моря, оно должно пройти через Керченский пролив. Инцидент, который произошел в воскресенье, дал возможность РФ закрыть движение судов.

По состоянию на вторник, 27 ноября, 14 судов ожидали разрешения пройти через Керченский пролив в украинские порты Азовского моря. Сколько они еще будут ждать — не ясно.

Справедливости ради, стоит сказать, что подобная ситуация с закрытием Керченского пролива была в августе этого года. Тогда его закрывали на 3 дня в связи с установкой арок моста.

Потеряет ли Украина грузопоток?

Первое — пока не ясно, откроет ли РФ проход по Керченскому проливу.

Второе — для грузовладельцев задержка судов увеличивает фрахтовую ставку (цена морской перевозки). Она включает два основных компонента: издержки при оказании транспортных услуг и среднюю прибыль. Соответственно, из-за проблем с проходом издержки растут.

"Да, мы видим, что фрахт увеличился, бизнес это знает. Это происходит потому, что есть задержка судов. А при задержке — фрахт увеличивается на несколько долларов на тонне", — объяснил и.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс.

Кроме того, текущие риски приводят к увеличению стоимости страхования грузов. "Есть риски, что страховые компании будут повышать стоимость риска, и это отразится на фрахте", — сообщил начальник департамента реформирования и функционирования морского и речного транспорта МИУ Александр Басюк.

Что делает АМПУ?

Вецкаганс сообщил, что АМПУ повысило уровень охраны в своих портах согласно кодексу ОСПС (Международный кодекс по охране судов и портовых средств).

"Это все, что мы можем сделать на сегодня. Этот вопрос на сегодня переходит в юридическую плоскость. Мы со своей стороны исполняем распоряжения по поводу уровня безопасности и реализовываем инвестиционные проекты", — отметил руководитель АМПУ.

Под инвестиционными проектами Вецкаганс подразумевает дноуглубление в портах до паспортных глубин до конца 2019 года и строительство причалов зернового комплекса в Мариуполе для поддержки региона.

Послесловие

Пока в ситуации с военным положением в Украине очень много переменных и неизвестных. Эксперты не берутся комментировать этот вопрос, потому как в этом вопросе "могут быть секретные нюансы". Но в любом случае стоит сохранять спокойствие и Don't Panic.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram