- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Какие риски несет реформа украинских железных дорог
Вчера министр инфраструктуры Андрей Пивоварский презентовал в Кабмине законопроект "О железнодорожном транспорте". По его словам, принятие нового документа сможет реанимировать отрасль железных дорог Украины, искоренить коррупцию и приблизить страну к европейским стандартам.
Основным, но и наиболее спорным моментом в законопроекте является то, что предприятие ("Укрзализныця") разделят на несколько независимых структур. Эта инициатива может привести к тому, что убыточные активы (в частности, инфраструктурные объекты) останутся в собственности государства, а наиболее прибыльные (локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны) будут переданы в частные руки.
По мнению директора Центра транспортных стратегий (ЦТС) Сергея Вовка, железнодорожный транспорт требует коренной реорганизации как в системе управления отраслью, так и в механизмах взаимодействия государства и частных инвесторов.
"Действующий закон принят в 1996 г., он не соответствует современным реалиям транспортного бизнеса. Нужны новые правила игры, которые откроют отрасль для частных денег при сохранении государственного контроля над стратегической инфраструктурой и независимым тарифообразованием". Это, по его словам, сделает выгодным инвестиции в ж/д транспорт и позволит решить ключевую проблему дороги — высокий износ основных фондов. Также усилятся конкурентные позиции украинских экспортеров в сегменте АПК и ГМК продукции за счет более эффективной логистики.
Всего, по подсчетам ЦТС, для обновления и модернизации железных дорог нужно до 2020 г. вложить около $13 млрд. В том числе половину — в модернизацию и обновление локомотивного парка, около $3 млрд — на грузовые вагоны, $2 млрд — на пассажирские и более $3 млрд — на т.н. общую инфраструктуру(развитие ж/д путей, станций, систем безопасности и организации движения и т.п.)
Министр считает, что такие реформы смогут привлечь финансирование, которое крайне необходимо украинской железной дороге (УЖД). "У государства нет денег на закупку локомотивов и пассажирских вагонов, износ большинства которых близок к 100%, а у бизнеса деньги есть, которые мы можем привлечь. Если закон примут, то изменения к лучшему народ увидит уже через два года: люди поедут в новых вагонах, а государство сможет зарабатывать на сдаче в аренду рельс", — говорит он.
Что потеряет "Укрзализныця"
Эксперт, экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава отметил, что в законопроекте есть ряд спорных инициатив: "Допуск частников к локомотивной тяге, появление частных пассажирских перевозчиков и свободное ценообразование. Все это лишит "Укрзализныцю" наиболее доходных сегментов деятельности, за ней останутся убыточные бизнесы, что существенно ухудшит финансовое состояние ведомства".
Документом также предусмотрено создание Нацкомиссии по регулированию тарифов на пассажирские и грузовые перевозки (НКРТ) и органа безопасности, который будет заниматься выдачей лицензий машинистам, контролем техсостояния путей и подвижного состава. "Это важная реформа, которая приблизит нас к Европе. И в основном все эти условия Европейского Союза. На все нужно минимум от 2 до 8 лет", — поясняет Пивоварский.
Если, как и прогнозирует министр Пивоварский, УЖД начнет зарабатывать достаточно денег на свое функционирование, то, по словам экспертов и игроков рынка, это приведет к значительному удорожанию билетов на проезд. Которые сейчас и так далеко не дешевые. Насколько подорожает проезд, пока никто сказать не может, потому что не были поведены вычисления. "Мы внедряем свободное тарифообразование в не регулируемой государством сфере", — подчеркнул министр. Пивоварский добавил, что будет внедрен новый подход для перевозки пассажиров в социальном сегменте. "Мы в принципе вводим такое понятие, как социальный сегмент", — сказал министр. "Для пассажиров это значит более качественные, комфортные перевозки и больше популярных направлений. В первую очередь — социальных направлений", — пояснил Пивоварский.
Пострадает покупатель
Однако, по словам Александра Кавы, свободное ценообразование приведет к росту цен и уничтожит отдельное отрасли экономики и снизит мобильность населения. Эксперт считает, что должна сохраняться монополия "Укрзализныци" на отдельные услуги, а цены, по крайней мере на пассажирские перевозки, должны регулироваться государством.
Высокопоставленный чиновник Министерства инфраструктуры Украины (МИУ) на условиях анонимности сказал Delo.ua, что законопроект "сухой", и его нужно дорабатывать в обязательном порядке. "Та редакция, которая есть сейчас, несет в себе по сути гибель УЗ, законопроект может погубить всю отрасль, потому что он не адаптирован к Украине. Изменения займут слишком много времени, и за этот период мы можем не выиграть, а просто проиграть", — говорит чиновник.
По словам министра, закон может быть принят до конца 2015 года. Однако под натиском критиков его вполне могут отправить на доработку и адаптацию к отечественным реалиям.