- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Какие самолеты принадлежат украинским олигархам
И хотя имена олигархов прямо не обозначены в реестре Госавиаслужбы, все равно легко определить, какие компании с ними связаны.
К примеру, частными самолетами владеют предприятия украинских миллиардеров Рината Ахметова, Дмитрия Фирташа и Сергея Таруты. Среди владельцев других воздушных судов — экс-министр транспорта Евгений Червоненко и офшорные компании, чьи учредители связаны с покупкой скандальных "вышек Бойко".
По данным Kyiv Post, два воздушных судна, зарегистрированные авиавластями страны, опосредствованно связаны с президентской семьей. Одно из них находится в пользовании Руслана Цыпакова, основателя Ferrari Team Ukraine. Он плотно общается и участвовал в авто-ралли с Виктором Януковичем — младшим сыном президента. По данным Госавиаслужбы, Цыпаков летает на вертолете Bell 206L1, который принадлежит его компании Metal Union.
Владельцем второго оказался Сергей Кузяра, советник министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого. По данным "Forbes Украина", Кузяра работал на старшего сына Виктора Януковича — Александра с конца 2011 года. В это же время его компания "Продакс" прославилась многочисленными победами в государственных тендерах. По информации Госавиаслужбы, Кузяра значится владельцем четырехместного самолета Diamond DA40.
Украинская компания DF Aviation, созданная в 2011 году и аффилированная с Group DF Дмитрия Фирташа, использует два вертолета Agusta. Один из топ-менеджеров группы Олег Кикта владеет собственным самолетом — двухместным K-10 Swift.
"Метинвест" Ахметова владеет Pilatus PC 12/47E, который вмещает до девяти пассажиров. Вместе с тем, у главы компании Игоря Сырого есть небольшой четырехместный Diamond DA 42 NG.
В целом, корпоративные самолеты или вертолеты есть у многих крупных компаний. Среди них — DTEK, которой также владеет Ахметов, "Амстор", входящая в Smart-Holding Вадима Новинского, пивоваренная компания "Оболонь" (контролируется Александром Слободяном), "Мироновский хлебопродукт" Юрия Косюка. Своим авиафлотом может похвастаться "Индустриальный союз Донбасса": его дочерняя компания ISD Avia арендует три самолета и два вертолета, в основном у офшорных компаний, расположенных на Британских Виргинских островах.
Вертолет Bell 427 используется компанией "Випфилд", которую связывают с Валерием Омельченко. Депутат Верховной Рады седьмого созыва, он более известен как зять Василия Джарты, который возглавлял Совет министров Крыма.
Два зарегистрированных в Украине воздушных судна принадлежат лондонской Globewood United LLP. До 2012 года ею владели два офшора Milltown Corporate Services Ltd и Ireland & Overseas Acquisitions Ltd. Они известны в связи с покупкой нефтяных вышек подразделением "Нафтогаза", которая считается одним из крупнейших проявлений коррупции за последние годы.
Примечательно, что два Airbus A319 ахметовской СКМ зарегистрированы на небольшом Карибском острове Аруба, популярном месте регистрации воздушных судов. Небольшой реактивный Dassault Falcon 900, принадлежащий СКМ, тоже зарегистрирован на Арубе. Большинство украинских богатейших бизнесменов тоже не регистрируют свои самолеты в Украине.
Пресс-секретарь Ахметова Елена Довженко сообщила Kyiv Post, что единственный акционер СКМ Ринат Ахметов не владеет собственными самолетами, но использует суда компании. По ее словам, "нынешнее украинское законодательство не дает возможности эффективно обслуживать самолеты, не относящиеся к бизнес-авиации".
"Кроме того, операционное и техническое обслуживание, а также ремонт легче проводить для самолетов, которые зарегистрированы на компанию-нерезидента Украины", — объясняет Довженко.
Регистрация самолетов в разных экзотических местах типа Арубы или Британских Виргинских островов — одна из опций, которые компании по регистрации офшоров предлагают своим клиентам.
Например, одна из таких компаний, MS Group, описывает выгоды офшорной регистрации, которые отличаются от тех, которые описывала пресс-секретарь Ахметова. Это анонимность, уменьшение налогов, упрощение бюрократических процедур. Кроме того, Аруба дает доступ к широкому списку одобренных станций технического обслуживания самолетов, который могут быть недоступными в Украине.
Владелец/Оператор | Воздушное судно |
DTEK Service | Agusta AW109SP |
DF Aviation (владельцы — кипрские компании Bokar Ventures Ltd и Arakua Ltd) | Agusta AW109SP, Agusta AW139 |
Центравиа (владелец — Speed Aero Limited) (1) | Два Agusta AW139, Mystere Falcon 900, легкий самолет Х-32-912 |
Амстор (интегрирована в Smart-Holding) | Agusta A109E |
ISD Avia (владельцы — компании из Британских Виргинских островов Diam Assets Ltd, Eola Assets Ltd, Avira Ventures Ltd, Coprix Finance Ltd, российская компания Metropolis) | Agusta A109E, три самолета CL-600-2B19, Мi-171 |
Универсальная Транспортная компания (2) | AS350BA, Yak-40 |
Мироновский хлебопродукт | Bell-430, EC 145 |
Евгений Червоненко, экс-министр транспорта | AS355F1 |
Борис Филатов, юрист и бизнесмен из Днепропетровска | AS350B2 |
Игорь Сырый, глава "Метинвеста" | DA 42 NG |
Сергей Кузяра, советник министра энергетики | DA 40 D |
Globewood United LLP | Enstrom 480B, DA 40 D |
Олег Кикта, Ostchem Ukraine | K-10 Swift |
Metinvest Holding | Pilatus PC 12/47E |
Валерий Шамотий, корпорация "Логос" | SA341D |
Андрей Щетинин, глава корпорации ACC | SA341G |
1. По данным украинских изданий, "Центравиа" связана с президентом Виктором Януковичем. Два воздушных судна компании арендуются как раз для президентских нужд. За это "Центравиа" получила из госбюджета более шести миллионов гривен в 2012 году.
2. "Универсальная транспортная компания" была основана "Вик систем", которую СМИ связывали с экс-директором "Хлеб Инвестбуда" Игорем Филипенко.