НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Киберспорт, маркетинг, Украина: Как выглядит одна из "индустрий будущего" изнутри

Киберспорт, маркетинг, Украина: Как выглядит одна из "индустрий будущего" изнутри
Андрей Яценко — киберспортивный продюсер, продукт менеджер Starladder и сооснователь компании Sidequest, специально для Delo.ua делится своим опытом и рассказывает, как устроена маркетинговая сторона украинского киберспорта
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

За последние три года Украина сделала качественный рывок в развитии киберспорта. У нас даже есть своя команда-флагман — Na`Vi, которая уже стала международной. Однако, несмотря на перспективность, активное развитие и маркетинг, финансовая сторона киберспорта в Украине оставляет желать лучшего. О том, как работать с клиентом, как провести международный турнир и чего не хватает украинскому киберспорту, рассказывает Андрей Яценко.

Андрей, расскажите, как относятся бренды к киберспорту в Украине?

Если сравнивать сейчас и года 3 назад, то сейчас знания о киберспорте значительно выросли. Этим направлением активно интересуются и создают свои кейсы различные бренды. Например, Parimatch, Coca Cola, Fornetti, Borjomi.

Что собой представляет само взаимодействие с большими брендами?

В целом, если мы говорим про Украину, то нужно понимать, что бюджеты здесь намного меньше, чем в других странах. Поэтому речь про какое-то большое спонсорство пока не идет в принципе. Обычно бренды пытаются делать интеграции и смотреть, что из этого получается, чтобы потом дальше планировать свои активности.

Какую сумму сегодня бренд готов выделить на киберспорт?

Если говорить о странах бывшего Союза, то здесь есть бренды, которые уже выделяют сотни тысяч долларов. Если сфокусироваться только на Украине, то тут бренды готовы потратить где-то $10-20 тыс. Чаще даже меньше. Очень многие хотят зайти попробовать и посмотреть. Но тут такая ситуация, что можно зайти, посмотреть, но не всегда можно сразу получить положительный результат. Некоторым брендам не совсем понятно, почему так дорого и почему им надо вкладывать деньги в киберспорт, а не в какие-то привычные вещи. В плане стратегии, многим бы стоило поучиться на примере Mercedes. Они создают свою долгосрочную стратегию, "на вырост". В какой-то момент времени нынешняя аудитория повзрослеет, захочет купить машину. Так как бренд очень качественно поддерживает киберспорт — первая вызываемая у многих ассоциация при покупке машины будет связана с Mercedes. Но это глубокая и дорогая стратегия, направленная на новую аудиторию.

Андрей, вы организовывали международные игровые турниры в Канаде, Польше, Швеции. Как организовать международный турнир в Украине?

В проведении турниров в Украине есть проблема — у нас нет хорошей площадки для этого. Есть "Олимпийский", но он открытый. Был один турнир на "Олимпийском" — ребята провели, но поняли, что там есть нюансы. После этого там не проводят. Есть МВЦ, но это тоже не очень хорошее место. Дворец спорта — старая локация. Остается Дворец "Украина", который тоже не супер-вариант.

Что для вас подходящая площадка для турнира?

В идеале это крытый стадион по типу хоккейной арены. Плюс там должна быть  хорошая инфраструктура, быстрый интернет, электричество, комнаты, где можно расположить прессу, зоны для тренировок и т.п.

Если предположить, что "Олимпийский" все-таки соответствовал бы всем требованиям — получилось ли бы там провести турнир и заполнить его полностью?

Нет, к сожалению. И, я думаю, не получилось бы заполнить даже стадион хоккейного формата на 12 тысяч человек. Тут возникает вопрос платежеспособности населения. Какую цену устанавливать за билет: 300, 500 или 1000 грн? Был небольшой турнир на ВДНХ, буквально на несколько сотен человек — там вход был бесплатный, по предварительной регистрации. То есть у них и зал заполнен был, и картинка хорошая для трансляции, и людям приятно. Но если мы говорим про большие коммерческие турниры, там билеты составляют часть дохода.

Какие, вообще, сегодня цены на билеты на турниры?

Ну, вот на ближайший международный турнир цены на билеты начинаются от 1200 грн — это самые обычные, и доходят до 8000 грн — это подарочный вип-набор с автографами, подарками.

В чем причина сложности поиска спонсора для украинской команды?

С точки зрения спонсорских вещей, тут все опять упирается в локальный рынок. Допустим, у бренда есть $10 тыс., которые он может потратить в течении квартала или даже всего года на киберспорт. Приходит к нему команда из Украины. Спонсор смотрит в первую очередь на то, что она может дать. Есть ли какие-то цифры в соцсетях, фанаты. Обычно нашим командам похвастаться такими цифрами сложно. Плюс какие-то интересные интеграции они предложить тоже не могут. Поэтому спонсор смотрит на это и понимает, что ему невыгодно вкладывать деньги. И это большая проблема наших локальных команд, с точки зрения монетизации деятельности.

Na`Vi — некогда украинская киберспортивная команда, которая сегодня является успешным дорогостоящим международным брендом. Почему другим командам до сих пор не удалось повторить их успех?

Я бы сказал, что тут сложились в определенное время разные факторы. Во-первых, украинские игроки всегда показывали хороший уровень игры. Потом появился инвестор из Казахстана, который увлекался киберспортом и начал финансировать две команды. Одной из них была Na`Vi. К тому же, у этой команды был очень хороший менеджер — Александр Кохановский. Они собрали лучших игроков Украины и сразу появились результаты. Потом Кохановский принял решение создавать свою организацию. Потому что "инвесторские" деньги сегодня есть, а завтра их нет. Он собрал передовых специалистов в своей сфере. Таким образом, очень быстро Na`Vi стала лидирующей киберспортивной организацией. За три года они обогнали клубы с десятилетней историей. Эта команда — скорее исключение из правил.

Безумно быстро набирают популярность игры в жанре "королевская битва". Например, PUBG и Fortnite. И уже сегодня по этим играм проводится множество турниров. Не вытеснят ли они такие классические игры, как Counter Strike или Dota?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Украине с 1 сентября впервые начнут преподавать киберспорт в ВУЗе — Иван Данишевский

Нужно отметить, что в разных регионах популярны разные игры. Например, в Юго-Восточной Азии и Китае супер популярны мобильные игры. Там есть мобильный киберспорт, который собирает сумасшедшие цифры, и Dota, Counter Strike даже рядом там не стоят. В Европе очень популярна "Лига Легенд". Таким же образом, в Америке популярны различные стрелялки типа Halo, Call of Duty. В СНГ аудитория очень консервативна, поэтому здесь самые главные игры это Counter Strike и Dota. У нас люди не воспитаны на комиксах, поэтому мультяшный Fortnite им не очень заходит. Но среди детей от 10 лет эта игра уже популярна. С омоложением аудитории эти игры будут находить своих поклонников. Хотя, Counter Strike и Dota все равно у нас будут еще очень долго вне конкуренции.

Что сегодня мешает развиваться украинскому киберспорту?

В Украине сегодня, если  я не ошибаюсь, есть две федерации киберспорта, которые развивают любительский и профессиональный киберспорт. Я считаю, что они делают хорошую работу в плане популяризации, проведения локальных турниров в Харькове, в Днепропетровске, в Ровно и других городах. Они развивают сообщество и привлекают новых игроков.  Если мы говорим про какие-то более масштабные вещи, то тут возникает вопрос бюджетов. Но если к бренду прийти с хорошей работающей идеей, то компании обычно готовы вкладывать больше. Самое важное — это учитывать специфику киберспорта и дать клиенту решение, которое его устроит, решит его задачи. У нас в Украине есть такие специалисты, но, к сожалению, их очень мало.

Какие дальнейшие перспективы у киберспорта в Украине?

Если у нас в стране ничего не изменится в геополитическом и экономическом плане, то я не вижу никаких проблем для развития. Насущные проблемы, конечно, есть. Возможно, их решить нельзя так быстро, как бы нам хотелось. Но, сравнивая последние три года, прогресс явно виден. Раньше даже представить было нельзя, что условный Fornetti зайдет спонсором на турнир по киберспорту — это было невообразимо. Сейчас, кроме Fornetti, есть ряд брендов, которые напрямую заинтересованы в киберспорте и готовы на это выделять деньги. Поэтому я вижу развитие.

13 июня на eSPORTconf Ukraine 2019 в Киеве Андрей Яценко выступит с докладом "Тренды интеграции в киберспорт. Кейсы Mercedes, Gillette, DHL". Беседовал Артур Заёнц/Delo.ua