НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

"Нафтогаз" объяснил, чего ждать от "транзитного" спора с "Газпромом"

"Нафтогаз" объяснил, чего ждать от "транзитного" спора с "Газпромом"
"Нафтогаз" надеется провести взаимозачет по долгу за газ перед "Газпромом" после завершения "транзитного" спора
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

НАК "Нафтогаз Украины" надеется, что погасит долг за поставки газа в четвертом квартале 2013 года — первом квартале 2014 года перед ПАО "Газпром" после завершения спора в Стокгольмском арбитраже по "транзитному" контракту. Об этом сообщил глава правления "Нафтогаз" Андрей Коболев в эфире "5 канала". 

Коболев рассказал, что денежные требования "Нафтогаза" к "Газпрому" составляют $16 млрд. Топ-менеджер объяснил, что в "Нафтогазе" рассчитывают погасить задолженность перед "Газпромом" за поставки газа именно через зачет по транзитному иску.

"Если мы получим любую компенсацию — это будет положительный момент", — сообщил Коболев.

Что касается дополнительных моментов, которые в НАКе ожидают по итогам "транзитного" спора, Коболев выделил три:

1) тариф на будущее — сколько будет стоить транзит российского газа до конца контракта с "Газпромом";

2) право "Нафтогаза" передать контракт на другого оператора и завершить процесс отделение ГТС,

3) разблокирование виртуальных потоков газа, чтобы "Нафтогаз" мог свободно распоряжаться газом, который проходит через территорию Украины.

По словам Коболева, существует вероятность, что "Газпром" откажется передавать контракт на другого оператора (и отказывается сейчас).  

"Это сделает модель отделения, которую выбрало украинское государство, невозможной. И два года оператор ГТС будет существовать в рамках другой модели отделения — не полное отделение, а т.н. модель ISO. Это план "Б", — рассказал Коболев.

Напомним, "Нафтогаз" инициировал разбирательство по контракту на транзит российского газа через Украину в Европу. В отличие от цен на газ, которые зависели от цен на нефть, ставка за транзит была зафиксирована на одном уровне до конца контракта в 2019 году.

Ставка рассчитывалась из фактического бронирования на 10 лет всей мощности украинской газотранспортной системы в 170 млрд куб. м. Но в последние годы украинская ГТС была загружена максимум на половину возможностей, а в 2012-2013 годах — на треть. При этом российская сторона активно строила обходные пути для поставок своего топлива в Европу.

В "Нафтогазе" считают, что строительство обходных маршрутов (OPAL, Северный поток, Турецкий поток, анонсированный Северный поток-2) лишает Украину транзита российского газа. Поэтому и требует от "Газпрома" компенсировать упущенную выгоду — $16 млрд.

Проблема в том, что даже при низкой ставке российский транзит финансово выгоден "Нафтогазу".

Ежегодный доход от транзита газа через Украину — $2-3 млрд даже при нынешних объемах.

Но НАК настаивает, что украинское законодательство приближается к европейским нормам, и контракт требует пересмотра ставки, компенсации за сокращение объемов транзита, передачи контракта напрямую оператору ГТС.

Ответы на эти вопросы еще впереди — 28 февраля 2018 году арбитраж объявит свое отдельное решение по транзитному договору.