НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Коломойский чуть не купил Одесский припортовый завод

Вчера Фонд госимущества провел конкурс по продаже Одесского припортового завода. Впервые за 16 лет, в течение которых государство пытается приватизировать предприятие, дело дошло до аукциона

ФГИ и правительство отчаянно боролись за то, чтобы устранить все юридические препятствия, которые мешали проведению конкурса. Но в итоге громкая приватизация Одесского припортового завода превратилась в фарс.

Как сообщало «ДЕЛО», против приватизации выступил президент. Он заблокировал проведение аукциона своим указом, поскольку перед продажей завода не была принята программа приватизации стратегических объектов.

На момент проведения конкурса также действовало определение суда по иску компании «Днипроазот». Химическое предприятие заявляло, что не смогло принять участие в конкурсе из-за значительных нарушений при его подготовке.

Тем не менее в Фонде госимущества нашли лазейки, которые позволили начать процедуру конкурса.

Аукцион состоялся, несмотря на возражения одного из членов конкурсной комиссии от Секретариата президента.

Победителем конкурса в прямом эфире была признана компания «Нортима», представляющая интересы группы «Приват» Игоря Коломойского. За 99,6% акций Одесского припортового она предложила 5 млрд. грн. Это на 1 млрд. больше стартовой цены.

Однако Фонд госимущества, так долго боровшийся за проведение конкурса, неожиданно отменил его результаты. В ведомстве посчитали, что вырученная за госпакет акций завода сумма мала. Представители «Нортимы» уже сообщили, что будут оспаривать такое решение ФГИ в суде.

Действия руководства Фонда негативно оценил и президент Виктор Ющенко. Он попросил генерального прокурора Александра Медведько дать соответствующую правовую оценку.

Во время проведения конкурса журналистов в здание Фонда госимущества не пустили. На входную дверь повесили «плазму» и они наблюдали за аукционом по продаже ОПЗ, стоя на крыльце.

Девять утра. Конкурс по приватизации Одесского припортового завода должен начаться через два часа. Однако к зданию Фонда госимущества, где должен проходить аукцион, уже не подойти. С раннего утра все подступы к офису ФГИ заблокировали сотрудники спецподразделений милиции. Через оцепление пропускают только участников конкурса, журналистов и жителей близлежащих домов.

Недалеко от здания ФГИ развернули плакаты около полусотни митингующих. «Нет продаже ОПЗ!» — скандируют они. Официально организатор митинга — депутат Одесского горсовета Алексей Гончаренко. Его соратники в один голос твердят: приватизация ОПЗ невозможна до тех пор, пока ФГИ не проведет обязательный экологический аудит завода, загрязняющего округи города Южный. Внутрь здания не пускают даже представителей СМИ. Наблюдать за аукционом приходится по монитору, вывешенному просто у входа в ФГИ.

Дискуссии в Фонде

Как и было запланировано, трансляция начинается ровно в 11.00. Вступительное слово берет и.о. главы Фонда госимущества Дмитрий Парфененко. «Приватизация завода готовилась 16 лет, — начинает он. — Прописанные приватизационные условия максимально отвечают интересам государства».

Чиновник не обходит стороной и юридические коллизии, которые до последнего момента ставили под угрозу проведение конкурса. Как сообщало «ДЕЛО», сначала приватизацию заблокировал президент. Затем конкурс по приватизации был приостановлен в обеспечение иска компании «Днипроазот». Согласно этому же документу, российскому претенденту на покупку ОПЗ — компании «Азот-Сервис» — было запрещено участвовать в конкурсе.

Однако, как только конкурсная комиссия начинает рассмотрение вопросов повестки дня, у главы ФГИ тут же находится оппонент. «Конкурс незаконный. Распоряжение о проведении приватизации был аннулирован указом президента, который обязательный для исполнения по всей Украине, и противоречит решению СНБО», — заявляет представитель Секретариата президента Евгений Капинус. Его слова не находят поддержки у председателя конкурсной комиссии Игоря Билоцеркивца. «Остальные члены комиссии считают, что есть все основания для проведения конкурса», — отмечает он и сразу же пытается перейти к решению других вопросов.

«Как может быть такая разница во мнениях членов комиссии?» — вопрошает представитель «Нортимы». «Это отдельная точка зрения, так что давайте прекратим дискуссии и вернемся к работе», — призывает глава конкурсной комиссии. «Мы можем быть уверены, что конкурс состоится на законных основаниях? Вы же понимаете, как для нас это важно?» — не унимается участник приватизации. «Если запрещенный конкурс состоится, то это будет отдельное мнение Фонда», — ехидно ввернул Капинус. «Не так важно, конкурс все равно состоится», — утверждает Билоцеркивец и продолжает процедуру.

Цена — 5 млрд. грн.

В накалившейся обстановке дело доходит до подачи конкурсных предложений. Представители трех компаний, допущенных к участию в аукционе, по очереди опускают в прозрачный ящик конверты с заявками. «Азот-Сервис» предлагает за госпакет акций ОПЗ сумму, равную стартовой стоимости завода — 4 млрд. грн., «Фрунзе-флора» — 4,02 млрд., «Нортима» — 4,1 млрд. Соответственно, предложение «Нортимы» берется в качестве начальной цены.

На центральном месте Билоцеркивца сменяет лицитатор Василий Шевченко. «4,15 млн. грн. за пакет акций завода», — начинает он. Все три участника вступают в борьбу, поднимая таблички и каждый раз увеличивая цену предприятия на 50 млн. грн. На отметке 4,55 млн. грн. с «дистанции» сходит первый участник — «Фрунзе-флора».

Цена приближается к 4,9 млрд. грн. Россияне менее решительны — долго раздумывают, перед тем как поднять табличку. «Нортима» предлагает за ОПЗ 5 млрд. грн. Лицитатор призывает ее оппонентов поднять цену, но те молчат. «5 миллиардов раз...» — произносит Шевченко. «Два…» — реакции снова нет. Ведущий аукциона дает представителям «Азот-Сервиса» время для раздумий, начав рекламировать Одесский припортовый. Однако россияне молчат. «5 миллиардов — три! Завод продан», — объявляет лицитатор.

Представители Фонда госимущества тут же удаляются из зала на совещание. Вслед за ними покидают зал участники аукциона.

Вскоре Дмитрий Парфененко шокирует новостью: «Конкурсная комиссия отказалась признать продажу ОПЗ легитимной». Чиновник утверждает, что участники сговорились между собой и цена завода практически не увеличилась. «Мы считаем, что он стоил не меньше 8-9 млрд. грн. Все это видели, и в такой ситуации Фонд имел право признать конкурс несостоявшимся», — объявил Парфененко. По его словам, в этом году ОПЗ уже не будет выставляться на приватизацию.

Читайте также: 

Парфененко: Конкурсная комиссия приняла правильное решение

«Нортима» в суде потребует подписать договор о покупке ОПЗ

Кабмин найдет аргументы для суда