НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,20

42,15

EUR

44,19

44,00

Коломойский поможет Курченко в перевалке нефти и сбыте нефтепродуктов?

В Украину причалил первый танкер с нефтью для Одесского НПЗ, перезапуск которого в группе Сергея Курченко наметили на конец сентября. Кто поддержит харьковского бизнесмена в экспансии на украинский рынок нефтепродуктов

Одесский нефтеперерабатывающий завод (ОНПЗ) возобновил импорт нефти после трехлетней паузы. В четверг, 12 сентября, танкер Intisar под флагом Мальты, прибывший из Новороссийска, пришвартовался у причала №2 нефтегавани Одесского морского торгового порта (ОМТП), сообщается на сайте последнего. На борту судна — 79,9 тыс. тонн нефти, которая предназначена для Одесского НПЗ, конкретизировали в главной диспетчерской администрации ОМПТ. Здесь также уточнили, что судно начали выгружать по графику — в 16 часов четверга; всю разгрузку планируется завершить за двое суток.

На запрос Delo.UA о том, какой оператор будет осуществлять перевалку нефти в порту, в группе Курченко не ответили. Прояснить эту информацию не согласились и в администрации Одесского МТП. На официальном сайте ОМТП указано, что перевалку в его нефтегавани производят три оператора: ОАО "Эксимнефтепродукт", ОАО "Одеснефтепродукт", ЗАО "Синтез Ойл". Первые два, по информации СМИ, входят в сферу интересов группы "Приват" Игоря Коломойского. "Синтез Ойл" связывают с бизнесменом Александром Жуковым, который тесно сотрудничает с Коломойским в британской нефтяной компании JKX Oil&Gas.

Летом нынешнего года в группе Курченко отмечали, что рассчитывают получать сырье морским путем с перевалкой на мощностях ПАО "Эксимнефтепродукт". Вчера в пресс-службе ВЕТЭК заявили, что запуск мощностей Одесского НПЗ планируется на конец сентября текущего года.

ОНПЗ не перерабатывал сырье после остановки в октябре 2010 года. В июле 2013-го в группе ВЕТЭК Сергея Курченко объявили о закрытии сделки по приобретению завода у российской группы "Лукойл" Вагита Алекперова и о планах по его перезапуску. Проектная перерабатывающая мощность ОНПЗ — около 2,8 млн тонн сырья в год. В I полугодии-2010 предприятие переработало чуть свыше 800 тыс. тонн нефти.

Весной этого года Одесский НПЗ подписал с "Лукойлом" годичный контракт на $1,98 млрд, по которому в среднем за месяц предприятие должно получать 180-200 тыс. тонн тяжелой нефти сорта Urals. Решение об этом было принято на апрельском собрании акционеров ОНПЗ.

Первую партию нефтепродуктов, которая будет выпущена на заводе после перезапуска, эксперты оценивают в 35 тыс. тонн. Из них 24,5 тыс. тонн составит дизельное топливо, а 10,5 тыс. тонн придутся на бензин. Президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук выводит эти цифры, исходя из мощностей завода. При возможности переработки около 200 тыс. тонн нефти в месяц, Одесский НПЗ может выпускать порядка 70 тыс. тонн дизтоплива (14% от ежемесячного потребления в Украине) и 30 тыс. тонн бензина (9%), подсчитывали ранее в ИК Dragon Capital.

В группе ВЕТЭК не ответили на вчерашний запрос Delo.UA относительно планов по сбыту продукции завода. В июле исполнительный директор компании Евгений Калинин отмечал, что здесь "готовы к работе с большими нефтетрейдерами, и уже сейчас на стадии завершения очень продуктивные переговоры с партнерами". В пресс-службах двух крупнейших операторов украинских автозаправочных станций — "ОККО" (принадлежит концерну "Галнафтогаз") и WOG (владелец — бизнесмен Игорь Еремеев) нам сообщили, что пока контрактов на поставки нефтепродуктов с ОНПЗ не заключали. Если завод будет поставлять сырье соответствующего качества по конкурентной цене, в компаниях будут готовы рассмотреть предложение, практически идентично ответили в пресс-службах автозаправочных сетей "ОККО" и WOG.

Хотя источники на рынке не исключают, что разрешение на перевалку на мощностях "приватовских" портовых операторов было получено в обмен на продажу нефтепродуктов производства Одесского НПЗ на автозаправках, связываемых с бизнесом Коломойского — "Укрнафта", "Авиас", "Сентоза", ANP. Но чтобы конкурировать с импортными аналогами, одесские бензин и дизтопливо придется продавать в нижнем ценовом диапазоне, уверен Леонид Косянчук.