НБУ курс:

USD

41,51

+0,10

EUR

45,16

--0,05

Наличный курс:

USD

41,57

41,49

EUR

45,25

45,00

Кому досталось наследство "АэроСвита"

Тридцать первого марта в Украине вступило в действие летнее расписание полетов. Именно по нему можно оценить, как именно повлияло на рынок банкротство "АэроСвита". Точнее — последовавший за ним передел освободившихся рейсов
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

По данным Госавиаслужбы, крах крупнейшего перевозчика существенно количество пассажиров не изменил — за январь-февраль отечественные авиакомпании перевезли лишь на 19,9% меньше, чем в прошлом году. Что, в общем-то, неудивительно. "Существенного падения пассажиропотока не произошло. На тех маршрутах, где работал "АэроСвит", уже летают другие авиакомпании", — заявил первый заместитель главы Государственной авиационной службы Украины Александр Гречко. Как и предполагала "Инвестгазета", в первую очередь — это "Международные авиалинии Украины", получившие львиную долю направлений еще до объявления о банкротстве "АэроСвита" по код-шерингу, пишет "ИнвестГазета".

Без борьбы

"Если бы нам дали Тель-Авив, я поверил бы в то, что направления распределяются честно", — возмущался на прошлой неделе в кулуарах круглого стола на тему коммерческой авиации юрисконсульт одной из авиакомпаний, претендовавшей на значительную часть освободившегося после "АэроСвита" рынка.

Больше всего он — как, впрочем, и другие представители авиакомпаний — был возмущен тем, что практически все привлекательные направления получила МАУ. Причем без соблюдения необходимой процедуры предоставления бизнес-плана перелета и конкурса.

После банкротства "АэроСвита" его ближайший конкурент — "Международные авиалинии Украины" — открыл 29 новых направлений. Количество рейсов МАУ выросло примерно в полтора раза

"За месяц до банкротства „АэроСвита" его руководство подписало с „Международными авиалиниями Украины" код-шеринговое соглашение, передав рейсы МАУ, выступившей операционным перевозчиком. Комиссия Госавиаслужбы это утвердила", — рассказывает партнер юридической фирмы "Астерс" Вадим Самойленко. Таким образом, МАУ стала летать в Прагу, Тель-Авив, Москву, Таллинн, Ташкент и Неаполь, причем не только из Киева, но и из других аэропортов страны.

Как объяснил Самойленко "Инвестгазете", банкротство крупнейшей украинской авиакомпании ситуацию не изменило — пока "АэроСвит" существует как юрлицо, право на код-шеринговые рейсы сохраняется за МАУ. И даже после того как банкрот будет ликвидирован, "Международные авиалинии Украины", как операционный перевозчик, получит первоочередное право на все эти рейсы.

О масштабах передела можно судить по тому, что, по данным самой МАУ, в первом полугодии 2013 года авиакомпания открывает 29 новых направлений. Количество рейсов, соответственно, вырастает примерно в полтора раза.

В Госавиаслужбе категорически отрицают, что на месте бывшего фактического монополиста взращивает нового. "Разрешения могут спокойно получить многие компании. Сейчас заявок на них очень много — все запасаются на будущее. Даже если у компании два самолета, она может просить разрешения на сотню направлений", — утверждает Гречко. Замглавы Госавиаслужбы не преминул попенять перевозчикам: по его словам, Украина фактически добилась режима открытого неба с Россией, Грузией, Испанией и ОАЭ — теперь летать туда можно без заключения межгосударственных соглашений. Но очереди желающих выполнять рейсы в эти страны, по словам Александра Гречко, нет.

Сами авиаперевозчики считают подобную ситуацию вполне логичной. Собеседники "Инвестгазеты" в авиакомпаниях объясняют, что если в какую-либо страну могут летать все — направление автоматически становится не самым интересным. Высокая конкуренция при не самом большом спросе "убивает" рейс. Так, "ЮТэйр Украина" в середине марта получила назначения в Белград, Таллинн, Софию, Бухарест, Стокгольм, Копенгаген, Санкт-Петербург. "Визз Эйр Украина" — в Дубай, Москву, Санкт-Петербург, Бухарест и Софию. А симферопольская Air Onix — в Сток- гольм, Ригу, Братиславу и Москву. "Назначения, выданные трем компаниям, на удивление похожи. Соответственно, ничего хорошего в этом нет — мы будем дублировать друг друга, отбирая клиентов", — заявил сопредседатель наблюдательного совета "ЮТэйр Украина" Карен Антонов. При этом, по его словам, из заявок, которые они подали в Госавиаслужбу, удовлетворили меньше четверти.

Примерно так же обстоят дела и у "Визз Эйр Украина" — по словам коммерческого директора Наталии Артемовой, из 18 заявок назначения они получили только шесть.

"Землей обетованной" для авиакомпаний, по словам собеседников "Инвестгазеты", являются Израиль, Чехия, Армения, Азербайджан, Греция и страны Западной Европы. В некоторые места, например в Прагу, сейчас летает только МАУ, а в Западную Европу — МАУ и европейские перевозчики уровня Lufthansa или Air France. Лоу-костеров туда пока не пускают.

В целом, по данным Госавиаслужбы, несмотря на уход с рынка "АэроСвита", суммарный пассажиропоток через украинские аэропорты уменьшился всего на 0,3%. Параллельно с перераспределением украинского рынка многие иностранные компании увеличили количество рейсов. "На рынке освободилось место, и, естественно, все, кто мог, этим воспользовались", — заявил "Инвестгазете" Вадим Смелянский, директор компании Air Ocean, представляющей на украинском рынке молдавские, белорусские и таджикские авиалинии.

По его данным, например Belavia, в прошлом году летавшая по маршруту Киев — Минск пять раз в неделю, с 31 марта начнет летать в два раза чаще. Тенденцию подтверждают и в главном международном аэропорту страны — "Борисполе". В летнем расписании 2013-го появилось как минимум семь новых авиакомпаний — Fly Georgia, Meridiana SpA, Air Malta, Jamahiriya Libyan Arab Airlines, Syrianair, Yamal Airlines, Arkia Israel Airlines.

В середине марта об увеличении рейсов в Украину объявила крупнейшая ближневосточная авиакомпания Flydubai, дополнительно собравшаяся летать не только из Донецка и Киева, но и из Одессы и Днепропетровска.

Существенно увеличилось количество рейсов и Turkish Airlines, которая в прошлом году перевезла свыше 500 тыс. пассажиров, что на 41% больше, чем в 2011-м. "Чтобы обеспечить ожидаемый спрос, количество рейсов (в Украину. — ред.) нужно увеличить еще на 40%. Мы считаем, что рынок Украины — один из приоритетных", — уверен глава киевского представительства Turkish Airlines Мустафа Хакан йилмаз.

Далеко посылают

Основная борьба за рейсы сосредоточена вокруг полетов на ближние и средние расстояния. "Фактически, сейчас никто не осуществляет дальнемагистральных полетов. Только МАУ выполняет рейс с дозаправкой в Бангкок", — рассказал Александр Гречко.

С уходом монополиста пассажиропоток украинских авиакомпаний упал почти на 20%, а общий — только на 0,3%. Большую часть клиентов "АэроСвита" получили иностранные перевозчики

Тем не менее такие планы, по крайней мере у МАУ, есть. "В дальнейшем мы не исключаем возможности выхода на дальнемагистральные маршруты. Сейчас анализируем все экономические стороны и будем принимать решение", — заявил "Инвестгазете" вице-президент по стратегии и развитию МАУ Евгений Трескунов. Компания уже имеет назначения на некоторые дальние направления — например, на рейсы в Дели и Торонто. В пресс-службе "Международных авиалиний Украины" заявили, что поскольку такой проект требует длительной подготовки — приобретения дальнемагистральной авиатехники, обучения летчиков и бортпроводников, обеспечения базы техобслуживания и инженерного обеспечения, до конца 2013 года компания не планирует прямых регулярных дальних маршрутов. Хотя там и не исключают возможности открытия рейса в Дели уже этой осенью, но на среднемагистральных самолетах.

Нельзя сказать, что с уходом "АэроСвита" сообщение Украины с отдаленными уголками планеты прервалось. Кроме европейских компаний, в страны Азии, Африки или в обе Америки из Украины можно долететь самолетами азиатских перевозчиков, многие из которых делают сейчас ставку на нашу страну. Кроме Flydubai и Turkish Airlines, на украинском рынке с апреля начинает работать казахская авиакомпания Air Astana.

Постепенно, по прогнозам собеседников "Инвестгазеты", на рынок будут выходить все больше новых авиакомпаний. Украина сейчас ведет переговоры о режиме упрощенной организации полетов с Италией, Францией и странами Кавказа. Однако это вряд ли привлечет на украинский рынок крупных лоу-костеров. По словам Александра Гречко, Госавиаслужба ведет переговоры с Ryanair и SpiceJet, но те пока не спешат с выходом на наш рынок. Причин тому несколько. По данным представителей "Визз Эйр Украина", в Украине на 56% дороже топливо, чем в среднем в других странах, больше проблем с обслуживанием судов и с запчастями. Кроме того, больше требований со стороны контролирующих органов.

И если традиционные перевозчики могут компенсировать дополнительные расходы ценами на билеты, лоу-костеры, берущие количеством по низкой цене, этой возможности лишены.