- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Конкурс на главу "Укрэнерго": почему суд стал на сторону проигравшего
Даже после объявления Сергея Зуева победителем конкурса на главу НЭК "Укрэнерго" попытки отменить результаты процедуры не остановились. Сначала публику через СМИ убеждали, что Зуев — плохой кандидат. Когда это не сработало, в дело пошел традиционный инструмент — судебный запрет назначения и попытка отменить решение номинационного комитета.
Народный депутат Виталий Куприй утверждает, что истцом стал бывший директор "Запорожьеоблэнерго" Виктор Носулько, который подал иск в Окружной административный суд г. Киева с требованием запретить Кабинету Министров согласовывать Сергея Зуева на должность директора НЭК "Укрэнерго".
Факт иска подтверждает Единый государственный реестр судебных решений, но не обозначает личности истца.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaРешение принимал судья Владимир Келеберда, который уже не впервые блокирует конкурсы на назначение глав крупных госпредприятий. Он был одним из пяти человек, которых перечислял министр юстиции Павел Петренко в своем списке судей, остановивших конкурсы.
Под заседанием Келеберды Окружной административный суд г. Киева запретил назначать Зуева на должность директора "Укрэнерго" минимум до 30 августа 2016 года. На эту дату назначено рассмотрение иска к Кабмину — об отмене результатов конкурса вовсе.
Сторона истца ссылается на постановление Кабмина №777, которое регулирует проведение конкурса, и обвиняет Зуева, рекрутерскую компанию и МЭРТ в нарушениях процедуры.
Необратимый процесс
Delo.UA связалось с претендентом на пост главы "Укрэнерго" Сергеем Зуевым и его хедхантером Алексеем Юрченко, чтобы узнать мнение о судебном запрете и условиях, в которых прошел конкурс.
Прежде всего нас интересовало, на какой стадии переговоры правительства с Зуевым.
По словам Зуева, он уже приезжал в Украину, но пока не встречался ни с кем из украинских чиновников и не общался с ними в живую.
Зуеву сообщили, что его кандидатура проверяется Службой безопасности Украины. Это стандартная для чиновников проверка, например, аналогично откладывалось назначение на должность главы ПАО "Укрзализныця" Войцеха Балчуна.
Последние шесть лет Зуев проработал в AES Corporation — в структуре, в которой он начал карьеру с поста финансового директора компании в Украине, потом перешел на должность финансового директора в Казахстане. На момент участия в конкурсе Зуев был вице-президентом казахстанского подразделения AES Corporation.
О том, что конкурс заблокирован, Зуев узнал 7-8 августа. К тому времени он уже уволился с поста вице-президента AES Corporation в Казахстане.
"В середине июля я уволился. Другого выхода не было, когда объявили, что я выиграл конкурс. Я уведомил свое начальство, что увольняюсь", — сказал Зуев.
Технический сбой
Разыскала и подавала Зуева на конкурс хедхантерская компания "Hudson".
Как рассказал гендиректор "Hudson" в Украине Алексей Юрченко, МЭРТ, в лице тогдашнего министра Айвараса Абромавичуса, воспользовался услугами нескольких рекрутинговых компаний для поиска кандидатов для конкурсов на должности глав шести крупнейших госпредприятий, в числе которых были "Укрпошта", Укрзализныця" и "Укрэнерго".
Абромавичус договорился, что работу рекрутеров оплатит международный донор.
"Конкурс на директора "Укэнерго" несколько раз срывался. Поэтому нашей задачей было убедиться, что на новый конкурс подадутся достойные кандидаты, которые пройдут все бюрократические шаги," — рассказал Юрченко.
Компания должна была не только найти претендентов, из которых можно выбрать руководителя для "Укрэнерго", но и убедиться, что конкурс пройдет объективно.
Как удалось выяснить Delo.UA, сотрудники "Hudson" поговорили примерно с 50 кандидатами, которые потенциально могли пойти на этот конкурс. По словам Юрченко, порядка 15-16 человек подали свои документы на конкурс.
Директор "Hudson" отмечает, что подбор менеджеров для конкурса "Укрэнерго" сложно назвать классическим подбором персонала, в котором консультант отвечает за весь процесс "от и до" и вознаграждается за результат.
"В ситуации "Укрэнерго" нашей задачей было найти больше альтернативных кандидатов, вовлечь иностранных специалистов, объяснить им, почему и как они должны участвовать в конкурсе. Много сильных, опытных и подходящих кандидатов, подавших документы на конкурс — это и есть результат нашей работы", — объясняет Юрченко.
Именно поэтому он считает, что его участие одновременно в поиске кандидатов на конкурс и в том, что он возглавлял конкурсную комиссию (первый этап отбора), не может рассматриваться как конфликт интересов
Напомним, что пресс-служба МЭРТ публиковала состав конкурсной комиссии, которая из 29 кандидатов выбрала пять финалистов. Главой указан Алексей Юрченко, членами комиссии стали представители государства — директор департамента корпоративных и имущественных отношений МЭРТ Александр Билан, советник министра МЭРТ Сергей Гайда, помощник министра энергоуглепрома Владимир Колесник и секретарь комиссии, главный специалист юрдепартамента МЭРТ Юлия Данчик.
В номинационный комитет, который общался с финалистами, вошли министры и международные эксперты. Среди них министр экономразвития Степан Кубив, министр энергоугепрома Игорь Насалик, министр финансов Александр Данилюк, министр инфраструктуры Владимир Омелян, министр агрополитики Тарас Кутовой.
Экспертов представляли директор представительства ЕБРР в Украине Шевкм Аджунер, президент Киевской школы экономики Юрий Логуш, директор Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Чимяо Фан, бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета и региональный менеджер Международной финансовой корпорации в Украине и Беларуси Руфат Алимарданов.
В конце мая именно Комитет большинством голосов выбрал Сергея Зуева кандидатом на должность руководителя "Укрэнерго". Но претензии обращены к конкурсной комиссии.
"Наша задача как компании — обеспечить достойное количество альтернативных кандидатов. Мне не платят деньги за результат, чтобы я нашел одного кандидата. Конфликтом интересов была бы ситуация, если бы я был заинтересован и лоббировал какого-то конкретного кандидата, а этого не было, — уверен Юрченко. — И наша комиссия выбрала пять человек, из них — два были те, с кем мы разговаривали, три — те, с кем мы не разговаривали".
"Они выбирали победителя. Я на номинационном комитете даже не присутствовал", — говорит Юрченко.
Что касается Зуева, то на него вышли не случайно. По словам Юрченко, он был одним из 10 сотрудников или директоров AES (в разное время), которых целенаправленно обзванивали.
"Мы вышли на Сергея Зуева, потому что одной из наших задач было обзвонить людей из бывшего руководства компании AES. Потому что они считались хорошими профессионалами в Украине", — объясняет директор "Hudson".
Но есть момент из судебного обвинения, который все же имеет место в реальности — документы.
"Насколько я знаю, "Hudson" подавала мои документы на конкурс, и все было вовремя зарегистрировано комиссией", — сказал Зуев.
По словам Юрченко, спорная ситуация возникала из-за того, что объем отправляемых документов в письме превышал 10 Мб, а министерство не посылало никаких уведомлений о получении.
"Все кандидаты, с которыми мы общались, посылали свои документы на адрес министерства. Вопрос в том, что у кандидатов, как и у нас, не было возможности проверить, дошли ли они. Если на следующий день мы перезванивали в министерство и нам говорили, что не пришло, один из наших сотрудников повторно отправлял документы. Не потому, что мы так хотели делать, а потому, что кандидат не мог проверить, попали ли его документы в министерство", — сетует Юрченко.
Замминистра экономразвития Юлия Ковалив сообщила, что уже получено решение суда и МЭРТ подал апелляцию.
"Решение получили, опротестовываем", — написала она на своей странице в Facebook.
Уже есть опыт, когда победитель конкурса добровольно отказался возглавить госпредприятие. Речь о франко-мексиканце Барбозе, который должен был стать руководителем "Электротяжмаша". Тогда все можно было списать на личное решение кандидата.
Нынешняя ситуация, вызванная в том числе техническими ошибками и организационными сбоями, дает негативный сигнал многим потенциальным участникам новых конкурсов. Поэтому МЭРТ должно как можно скорее определиться и с публичной позицией, и с линией поведения в судах.