- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Коронный трюк: как транспорт и логистика привлекают инвестиции во время коронакризиса
Каждая гривня инвестиций в украинскую инфраструктуру в 2020 году на фоне 40% сокращения прямых иностранных вложений в мировую экономику из-за пандемии достойна отдельной строки в современной летописи нашей страны. А вложение 4,3 млрд грн в основные фонды транспортно-логистических предприятий за апрель-июнь этого года в условиях карантина и неопределенности дальнейшего развития экономики — яркое свидетельство наличия многочисленных адептов в отрасли и хороших ее перспектив.
В итоге планку полугодовых капитальных инвестиций в сфере транспорта, складского и почтового хозяйства удалось поднять к началу июля нынешнего года до отметки 8,9 млрд грн. По сравнению с необходимыми инвестициями сумма, конечно, небольшая, но эти средства позволяют отрасли не останавливаться и двигаться дальше.
В это смутное кризисное время наибольшую инвестиционную привлекательность в транспортно-логистической отрасли сохраняют грузовой железнодорожный транспорт и сектор обеспечения функционирования транспортной инфраструктуры. На развитие этих двух направлений сейчас поступает основная часть капитальных инвестиций в отрасли. В частности, за январь-июнь 2020 года, согласно официальной статистике, по каждому из них освоено около 2,6-2,8 млрд грн капинвестиций. В условиях паралича глобальных инвестиций даже эти суммы для отечественного транспорта весьма значимые.
Только "Укрзализныця", несмотря на переход к жесткой экономике, за первую половину 2020 года вложила 3,4 млрд грн в приобретение основных средств производства. А в целом на этот год в финансовом плане компании предусмотрено 12,6 млрд грн капитальных инвестиций, из которых 5,4 млрд грн — на четвертый квартал. При этом приоритетным направлением инвестиционной деятельности является обновление подвижного состава. На приобретение нового и модернизацию имеющегося парка запланировано выделить 4,6 млрд грн. План утвержден Кабмином 27 июля 2020 года и, надо полагать, уже учитывает коронавирусные реалии.
Готовится к принятию также ряд долгосрочных программ развития железнодорожного сообщения в Украине, предусматривающих серьезные инвестиции в отрасль. Так, на протяжении ближайших 5-7 лет планируется закупить 205 электровозов, произведенных чуть ли не с 50%-ным уровнем локализации производства в Украине. Максимальная локализация при производстве современных электровозов остается приоритетом в обновлении подвижного состава "Укрзализныци", заявляет министр инфраструктуры Владислав Криклий. А это открывает хорошие перспективы как минимум для 150 отечественных машиностроительных предприятий по участию в электровозной локализации и в освоении железнодорожных инвестиций.
Разрабатывается также амбициозная программа восстановления пассажирских и грузовых вагонов "Укрзализныци", осуществляется экспериментальный проект по допуску частной тяги на железную дорогу, изыскиваются средства на ремонт локомотивов, готовятся к передаче в концессию железнодорожные вокзалы, реализуется ряд других инвестиционно емких проектов. Как заявляют в "Укрзализныце", 2021-й станет годом рекордных инвестиций в железнодорожный транспорт.
Хорошей почвой для таких заявлений стали операционные результаты оператора в последние месяцы. "Укрзализныця" постепенно приходит в себя после весеннего коронавирусного локдауна. Летом показатели компании по грузовым перевозкам не только вышли на докризисный уровень, но и начали превосходить его. Так, по итогам третьего квартала 2020 года, объемы перевозки грузов выросли до 80 млн тонн и уже превзошли прошлогодний показатель за аналогичный период на 3,4%, а во внутреннем сообщении — на 11,4%. Позитивный результат во многом достигнут за счет роста объемов перевозки стройматериалов для коллег-автодорожников — преимущественно перевозки щебня и песка для ремонта дорог по программе "Большое строительство", поясняют железнодорожники.
Международные финансовые организации говорят об огромных перспективах для инвестиций в транспортную инфраструктуру Украины, и в первую очередь в развитие железнодорожных экспортных перевозок. Эксперты IFC и Всемирного банка оценивают инвестиционный потенциал экспортной инфраструктуры, в частности дорог, приблизительно в $30 млрд. При условии успешного проведения реформ в железнодорожном хозяйстве частные инвесторы смогут дополнительно профинансировать модернизацию товарных станций и локомотивов, считают в IFC. По оценкам корпорации, финансовые перспективы частного сектора в производстве локомотивов и подвижного состава могут достичь $260 млн, а потенциальные инвестиции в концессионные проекты по сооружению пассажирских железнодорожных вокзалов в Украине составляют около $120 млн ежегодно. Местное производство вагонов и локомотивов тоже может привлечь инвестиции. Имеются также дополнительные инвестиционные возможности в сегменте модернизации железнодорожной инфраструктуры и оптимизации ее работы. Сеть ж/д сообщений — одна из отраслей, которая может обеспечить возобновление потока крупных инвестиций в Украину, заявляют в IFC.
Сохраняет инвестиционную привлекательность и морская инфраструктура в Украине. Морские порты продолжают укреплять статус буксира отечественной экономики. Объемы обработанных грузов в морских портах выросли за 9 месяцев 2020 года на 3,7% и превысили отметку в 118 млн тонн, сообщает Администрация морских портов Украины. При этом лидерами по объемам перевалки остаются зерновые грузы и руда. А вот по динамике показателей лидируют экспортные и контейнерные грузы: прирост перевалки в этих сегментах за три квартала достиг 5,6% и 8,3% соответственно (по отношению к показателям за аналогичный период прошлого года).
Портовая отрасль Украины замахнулась на привлечение $1 млрд инвестиций на протяжении нескольких ближайших лет и стремится следовать этому курсу. В развитие морских портов и зерновых терминалов продолжают вкладывать агрохолдинги, стивидоры, перевозчики, продовольственные корпорации. Масштабные проекты в портах реализуют компании "Нибулон", "Кернел", Cargill, Bunge, COFCO, DP World, QTerminals и др. Заинтересованность частного сектора в портовой отрасли Украины уже сейчас довольно высокая. Но инвестиционная привлекательность морпортов и их инфраструктуры могла бы стать намного выше, если бы Украина перешла на модель "порт — лендлорд" по управлению портовой отраслью, отмечает Всемирный банк.
Пандемия заметно приблизила появление в транспортно-логистической отрасли своего "белого лебедя". На его роль в условиях социально-экономической изоляции и сокращения глобальных инвестиций небезосновательно претендует почтово-курьерская сфера. Только она в отрасли демонстрирует позитивную динамику привлечения инвестиций. Капитальные вложения в почтовую и курьерскую деятельность выросли за первое полугодие, по подсчетам Госстата, на 39% (по отношению к объемам за аналогичный период 2019 года). Предприятиям этой отрасли удалось за полгода привлечь более 44,6 млн грн дополнительных инвестиций и запустить целый ряд новых востребованных рынком проектов и услуг.
Воспрянула духом "Укрпочта", ускорилась "Нова пошта", завертелся Glovo, зашевелилась "Ракета". Так отреагировала отрасль на пандемический вызов. Национальный почтовый оператор "Укрпочта" за первую половину 2020 года увеличил чистый доход на 12,5% и завершил второй, коронавирусный, квартал с прибылью. У группы компаний "Нова пошта" объемы курьерской доставки во втором квартале выросли на 35%. А новый сервис доставки Glovo вышел нынешней осенью на безубыточность.
Инвестиционная программа "Укрпочты" на 2020 год превысила показатель предыдущего года в 18 раз. На модернизацию логистической сети компании ЕИБ выделяет 30 млн евро кредита, а ЕБРР — 63 млн евро. Всего компания намерена привлечь 100 млн евро кредитных и собственных средств на реализацию масштабных инноваций на протяжении ближайших 2-3 лет. "Нова пошта" запланировала выделить в 2020 году беспрецедентные $100 млн на развитие своей инфраструктуры и после временного секвестра инвестпрограммы в мае на 40% компания уже в сентябре вернулась к докризисному уровню финансирования.
Участники рынка продолжают изыскивать ресурсы, а аналитики уже подсчитали запросы в инвестициях всей отрасли. По предварительным оценкам разработчиков Национальной экономической стратегии до 2030 года, потребность транспортной инфраструктуры Украины в инвестициях стартует от $35 млрд. Осталось "лишь" создать привлекательные условия для инвесторов и выиграть конкуренцию на рынке капитала.