- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Крупнейшие компании Украины – Алкогольная отрасль
В то время как украинские водочные компании вовсю завоевывали соседние и дальние страны, потенциал и емкость внутреннего рынка позволял до последнего времени украинским виноделам сосредоточится на работе«дома». «Как таковой украинской экспансии еще не было, сейчас мы становимся свидетелями ее начала», — говорит президент Украинской торгово–промышленной конфедерации Владимир Демчак - «Нет смысла выходить на внешние рынки, пока не насыщен внутренний. Но сейчас нам пора выходить на мировой рынок. Причина проста — потенциал и уровень платежеспособности».
Последний год условия работы не слишком благоприятствовали активности украинских алкогольных компаний. Неблагоприятные погодные условия обусловили критически низкий урожая винограда, а также рост цен на виноматериалы. При этом низкая (и не растущая, несмотря на, казалось бы, преодоление экономического кризиса) покупательная способность населения не позволяла компенсировать рост себестоимости адекватным повышением цен. И, наконец, наиболее тревожный фактор — приблизительное уравнивание цен украинского и импортного алкоголя, чему, в частности, способствовала либерализация режима импорта.
Импорт у ворот
Традиционно максимальные объемы алкогольной продукции завозятся в Украину из стран СНГ. Этому в значительной степени способствует режим свободной торговли, который действует между Украиной и такими традиционно «винными»странами, как Молдова и Грузия. Однако, несмотря на широкую представленность продукции из этих стран, она не смогла существенно потеснить украинских производителей. Нарастить долю рынка не помогла даже небывалая маркетинговая активность и затраты на продвижение, на которые пошли производители коньяка и вина из Грузии, стремясь нарастить поставки в Украину чтобы компенсировать потери после закрытия для них российского рынка. Основная причина фиаско — высокая цена импортного продукта, а также сильные позиции местных игроков.
Тем не менее 2011 года отечественные игроки алкогольного рынка ожидали с опаской — именно в этом году на рынке мог произойти существенный прорыв импортной продукции. С 1 января 2011 года в рамках принятых на себя обязательств при вступлении в ВТО Украина обнулила импортные пошлины на спирт (за 1 л 100%-ного спирта действовала пошлина 10%), вермуты, виноградные вина с добавлением растительных экстрактов (1 евро за 1л), коньяк, ликеры и наливки (3,5 евро за 1 л 100%-ного спирта). Это было второе —наиболее глобальное — снижение ввозных пошлин с 2008 года, когда ставки пошлин на алкогольные напитки и спирт были снижены наполовину.
Хотя обнуление не коснулось виноградных вин, сам факт расширения присутствия в Украине импортной алкогольной продукции ущемлял и их интересы. Вместе с тем за почти полгода, прошедшие с момента изменения налоговой нагрузки, существенных изменений объемы импорта не претерпели. Эксперты поясняют это тем, что импортеры лишь зондируют рынок, определяя наиболее перспективные для поставок позиции, и сама экспансия еще впереди.
Если негативные прогнозы по росту импорта пока не сбылись, то показатели внутреннего производства вина вызывают беспокойство. С самого начала 2011 года статистика демонстрирует его резкий спад. При стабильном потреблении объемы выпуска украинского продукта стали резко падать. В апреле 2011 года по сравнению с апрелем 2010-го производство виноградного вина уменьшилось на 43,8%, или на 1,24 млн. дал. В мае падение было еще более существенным — выпуск виноградного вина сократился на 51,5%, или на 1,44 млн. дал, по сравнению с маем 2010 года. Общее же падение объемов производства в 2011 году составило почти 40%. В январе-мае 2011-го по сравнению с январем-маем 2010 года производство виноградного вина уменьшилось на 39,9%, или на 4,42 млн. дал — до 6,66 млн. дал. В то же время в прошлом году рынок вина показал уверенный рост — в 2010-м по сравнению с 2009 годом производство виноградного вина увеличилось на 27%, или на 6,19 млн. дал, и составило 2,91 млн. дал.
Наряду с объективными факторами, которые могут объяснить такое существенное падение объемов производства (снижение объемов сырья, рост себестоимости, низкая покупательная способность), эксперты не исключают, что такое сокращение сформировалось в результате сравнения с успешными результатами работы отрасли в 2009 году, которые могут оказаться завышенными. «Возможно, это падение на бумаге — следствие несколько раздутых данных предыдущих периодов. Были приписки, сейчас их пытаются выровнять, — говорит Владмир Демчак. — Поэтому нынешние цифры — это не падение, это более-менее адекватное отражение ситуации на рынке». По мнению одного из участников рынка, прошлогодние статпоказатели оказались выше реальных вследствие попытки скрыть неучтенные продажи/перепродажи этилового спирта.
Европа ждет
Опосредованно на то, что украинские виноделы пока не рассматриваются как полноценные конкуренты в европейских странах, указывает то, что в рамках переговоров о зоне свободной торговли европейская сторона выразила готовность предоставить безоговорочный доступ на свой рынок украинской алкогольной продукции. Напомним, что в отношении украинских товаров, имеющих потенциал на европейском рынке, ЕС придерживается прямо противоположной позиции — ограничивает ввоз путем установления квот или вообще изымая их из режима свободной торговли. Так произошло, например, с продукцией кондитерской отрасли, некоторыми сельхозтоварами, мясом. «С вином таких ограничений нет, — отмечает Владимир Демчак. — Дискуссии возникали только в вопросе правомочности использования географических названий».
Именно этой «недальновидностью» европейцев могут воспользоваться украинские производители. Многие из них уже начали продвижение своей продукции за границу. «Наше вино присутствует в магазине рядом с Harrods (один из самых известных магазинов мира — Ред.), продается в ресторанах Бордо — одной из столиц французского виноделия, — рассказывает Иван Плачков, совладелец завода «Колонист» (ТМ«Колонист»). — Наши вина были представлены на конференции института Адама Смита».
По словам Плачкова, компания не тратит больших средств на прямую рекламу, однако «Колонист» является одним из инициаторов и спонсором проведения в Киеве фестиваля вина Wine Fest Ukraine. Одна из целей фестиваля — формирование имиджа Украины как страны с богатыми традициями виноделия. «Нам нужно нарабатывать репутацию — если мы хотим продавать наши вина при одинаковом качестве в одной ценовой категории с итальянскими и французскими винами, — подчеркивает Владимир Демчак. — Но для этого у потребителя должна быть возможность сравнить — то есть украинские вина должны стоять на полках рядом с итальянскими и французскими».
Ссылка на весь рейтинг ТОП-100
http://www.investgazeta.net/tags/find/%D1%82%D0%BE%D0%BF-100/