- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Крупнейшие компании Украины - Безалкогольные напитки
Украинский рынок бутылированых вод четко очерчен границами страны. Несмотря на то, что за внешними рынками будущее, особенно в свете подписания договора о зоне свободной торговли с ЕС, украинские производители еще даже не запускали долгую процедуру получения разрешения на поставки в Европу. При этом иностранные компании куда более активны - действующие экспаты стараются закрепить и расширить свои позиции, а пока не работающие на украинском водном рынке транснационалы разрабатывают стратегию экспансии
Воду заштормило
Косвенным доказательством слабой экспортной ориентированности отрасли является то, что Госкомстат даже не предоставил позиции «Воды минеральные /столовые/природные» отдельной строки для анализа. Продукция украинских производителей фигурирует в общей графе «алкогольные и безалгольные напитки и уксус». В прошлом году экспорт этих категорий товаров «потянул» на 443700,0 тыс долларов, при этом львиную долю этой суммы обеспечила алкогольная составляющая группы. На сегодня на экспорт направляется менее 1% от объемов производства в отрасли. Объема импорта превышают этот показатель в несколько раз.
Тем не менее, украинский рынок воды имеет отечественного лидера – уже много лет им является IDS Group. Однако большинство прямых конкурентов - «Кока-Кола», «Сандора»– это компании с иностранными собственниками. Скоро к этому перечню присоединится и пищевой гигант Nestle, который рассматривает возможность выхода на украинский водный рынок.
Дома не тесно
Как поясняют эксперты, преданность игроков отечественному рынку объясняется его потенциалом, емкостью и прибыльностью. Украина – страна с грандиозными запасами минеральной воды. Украинский рынок минеральных вод оценивается в 1 млрд долларов. В прошлом году производство минеральных вод составило 134 млн далл из которых 80% были негазированными. При этом внутренний рынок еще далек от насыщения – потребление воды составляет от года к году около 40 литров/человек, в то время как в Евросоюзе этот показатель переваливает за 120 литров.
«Но в любом случае за экспортным направлением будущее, и для выхода на внешние рынки созданы как раз благоприятные условия – поскольку европейские потребители «повернуты» на воде, на здоровом питании и это хорошая атмосфера для выхода на европейский рынок например «Трускавецкой», - говорит эксперт консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник. По ее словам, к потенциально экспортируемы продуктам относят премиальные категории украинских минеральных вод в стеклянной таре. «В пластике нет смысла экспортировать, поскольку например столовая вода будет неконкурентоспособна по цене с местным продуктом с учетом затрат на транспортировку» - говорит она.
Хотя у украинских компаний есть все возможности выйти на внешние рынки пока в этом направлении не сделан даже первый шаг – не начата процедура получения разрешения на поставки. То, что это процедура длительная и сложная наглядно демонстрирует пример украинских мясомолочных предприятий примеру, которые на протяжении нескольких лет проходят аудит Еврокомиссией, но пока так и не получили ощутимого результата. «При этом Еврокомиссары не приезжают сами – проверку надо инициировать, обратившись к ним с соответствующим запросом. Но насколько известно пока никто из отечественных компаний, включая лидеров рынка этого не делал» – говорит Мария Колесник.
Иностранцы окружили
На украинский рынок ориентируются не только местные игроки, но и признанные лидеры мирового рынка воды. «Основной рынок сбыта для нас - страны СНГ, где бренд «Боржоми» имеет высокий уровень знания, а также рынки стран бывшего Советского Союза, где есть определенный уровень знания и эмоциональная привязка к «Боржоми». Сегодня «Боржоми» поставляется в более 30 стран мира» - поясняют в IDS Borjomi Georgia.
При этом уже присутствующие в Украине иностранные бренды прилагают усилия чтобы не утратить позиции «В конце прошлого года мы запустили обновленный дизайн бутылки в Грузии. Результат был положительным – рост продаж составил 68%. Причем эта тенденция продолжается и по сей день. В Украину мы начали отгрузки в марте и также очень довольны результатами – потребитель позитивно воспринял новую, более современную «внешность» легендарной воды» - поясняют в компании IDS Borjomi Georgia. При этом в продвижении задействованы все возможные каналы коммуникаций: «Если говорить об инструментах коммуникаций, то наши кампании охватывают все доступные каналы: телевидение, радио, наружную рекламу, рекламу в прессе, интернете и в других медиа.
Телевидение все еще остается самым дешевым инструментом с точки зрения стоимости контакта и быстрого достижения охвата. Молодую аудиторию, которая мало смотрит телевизор, можно охватить с помощью коммуникаций в Интернете и других, альтернативных медиа – поясняют в компании.
Не исключено что иностранных компаний на водном рынке может в ближайший год прибавиться. «Мы не исключаем выхода и в другие категории, в которых Nestle является мировым лидером. Среди таких категорий – водный бизнес, где у Nestle лидерские позиции в мире и который не представлен в Украине – сказал генеральный директор Nestle в Украине и Молдове Маурицио Патарнелло. При этом компания рассматривает несколько вариантов экспансии на украинский водный рынок – как покупку существующих предприятий так и стороительство с нуля «Все зависит от возможностей. Если будет подходящее предложение – мы можем приобрести. Если такого не будет, рассмотрим возможность строительства» - говорит Маурицио Патарнелло.
СПРАВКА
Уровень потребления бутилированной воды в нашей стране все еще остается низким — в 2010 году этот показатель составил 41,5литра на человека в год, в то время как в Чехии, к примеру, этот показатель составляет 100 литров, а в Италии — 200-220 литров
Ссылка на весь рейтинг ТОП-100
http://www.investgazeta.net/tags/find/%D1%82%D0%BE%D0%BF-100/