- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Крупнейшие компании Украины - Ритейл
В первый же посткризисный год торговля сумела нарастить товарооборот, обеспечить прирост иностранных инвестиций на уровне почти $450 млн. и поддержать бюджет двадцатью миллиардами налоговых платежей. Одновременно этой отрасли присущи низкие зарплаты, перекос в размещении торговых площадей и один из самых больших в экономике теневых секторов
«Отрасль внутренней торговли — это ведущая отрасль экономки Украины, по некоторым экономическим показателям она занимает второе-третье место в стране», — говорит Сергей Литвиненко директор департамента внутренней торговли и потребительского рынка Министерства экономики Украины. Доля торговли в структуре добавленной стоимости в фактических ценах в нашей стране составляет 15,4%. В России этот показатель достигает 19,7%, во Франции — 9,9%, Финляндии — 10,2%. «Можно дискутировать, хорошо это плохо, поскольку в развитых странах этот показатель существенно меньше, но это объясняется тем, что там более развита сфера производства», — отмечает Литвиненко.
Даже в кризис торговля осталась одним из основных доноров бюджета. В прошлом году сумма уплаченных отраслью налогов составила 19,9 млрд. грн., что соответствует 10,9% всех платежей.
«Еще один очень важный показатель значимости отрасли — количество рабочих мест, которые она генерирует», — говорит директор Института города Александр Сергиенко. По этому показателю торговля также занимает одно из ведущих мест, являясь одним из крупнейших в стране работодателей — в этой сфере занято около 1,2 млн. человек. Правда, уровень зарплат в отрасли приблизительно на 400 грн. меньше среднего по стране.
На украинской торговле, как и на мировой, сильно отразился кризис. Даже в столице — наиболее благоприятном с точки зрения платежеспособности населения регионе — объем розничного товарооборота, достигнув в 2008 году рекордных 47 809,4 млн. грн., в 2009-м сократился до 43 191,5 и одновременно отрасль утратила значительное количество игроков. Так, если в 2008 году в Киеве в торговле было занято 4079 предприятий, то в 2009-м их осталось 3806. Правда, уходили слабейшие: — основное падение произошло в сегменте киосков и палаток — их количество за год уменьшилось почти на 200 единиц, в то время как количество магазинов осталось почти неизменным.
Одновременно произошла существенная коррекция в структуре продаж. Начала набирать рост доля продовольственных товаров — в 2009 году она составила 40%. В то же время удельный вес более высокомаржинального непродовольственного ритейла снизился до 60%, в то время как в пиковые годы (2007-2008) он достигал 67% (данные по столице). Всего же по стране из 832 млрд. грн., потраченных населением в прошлом году на приобретение товаров и услуг, 549 млрд. грн. пришлось на продукты питания.
Кризис инвестициям не помеха
«По притоку иностранных инвестиций отрасль занимает третье место в стране,
уступая только таким традиционно инвестиционно привлекательным отраслям, как, например, банковская», — рассказывает Сергей Литвиненко. Прирост иностранных инвестиций в развитие торговли в 2010 году составил $448 млн.
Соотношение иностранных и отечественных игроков некоторое время было приблизительно равным, хотя в пищевом ритейле перевес постепенно (особенно после выхода Groupe Auchan) начал склоняться в пользу гостей. Зато в строительном ритейле преимущество на стороне украинских компаний («Эпицентр», «Новая Линия»), в то время как среди крупных иностранных игроков можно назвать лишь сеть «Леруа Мерлен», чей выход на украинский рынок застопорился кризисом.
Правда, для иностранных компаний, украинская экспансия, даже принезначительном результате, — это прирост рынков сбыта, в то время как украинские игроки в основном окопались дома. Среди отечественных ритейлеров вылазку за рубеж (и то в основном в страны СНГ) предпринял лишь лидер в сегменте бытовой техники компания «Фокстрот».
При этом иностранцы, переждав кризис, с новыми силами готовы инвестировать в украинский рынок. METRO GROUP, одна из крупнейших в мире международных торговых компаний, существенно расширяет свое присутствие в Украине. После нескольких лет относительного затишья, когда компания прирастала в среднем на три магазина в год, топ-менеджмент анонсирует открытие сразу 20 магазинов в нашей стране в ближайшие три года. Сейчас в Украине у METRO GROUP 28 магазинов. К 2013 году компания намерена открыть еще двадцать магазинов, 15 из них — в классическом формате «Кэш энд
Керри».
«Мы готовы продолжать инвестировать. До 2013 года запланировало открытие еще около 20 магазинов», — сказал Франс Муллер, член совета директоров, главный исполнительный директор «МЕТРО Кэш энд Керри Азия / СНГ / Новые рынки». Компания планирует продолжать развитие в Украине сети гипермаркетов Real, которая сейчас насчитывает один магазин, открывшийся в Одессе в 2009 году. Украина входит в первую десятку рынков для METRO GROUP. По словам Франса Муллера, запланированный объем инвестиций составляет 1 млрд. грн. Всего с момента выхода на рынок Украины в 2003 году компания инвестировала в свой бизнес 470 млн.евро.
И отечественных, и иностранных игроков в вопросе развития объединяет общая проблема — сложности с выделением земельных участков под строительство торговых точек. И те и другие называли этот вопрос одной из основных проблем на пути развития сетей, который можно решить «только на уровне мэров городов». Правда, кризис несколько поумерил масштабы проблемы, снизив количество претендентов на земельные участки и сократив способность и самих сетей развиваться.
Торговля в тени
Украинская торговля является отраслью с одним из самых больших теневых секторов. Уход в тень возможен из-за того, что доля цивилизованной торговли — ритейла — в Украине относительно невелика и достигает всего 29% (против 99% в Германии, например).
Минэкономразвития достаточно четко подсчитало объем теневого рынка в отрасли, сравнив официальные данные товарооборота и сумму, которую население фактически тратит на товары и услуги. Так, оборот розничной торговли в 2010 году составил 529,9 млрд. грн., при этом затраты населения на приобретение товаров и услуг составили около 838,2 млрд. грн.Фактически, разрыв может быть еще больше, считают в Минэкономразвития. «Это статистические данные. И даже согласно им получается, что около 40% розничного товарооборота в стране находится в тени», — говорит Сергей Литвиненко. По его словам, из-за такой существенной тенизации бюджет не получил минимум 20 млрд. грн. налогов.
На непрозрачность работы в сфере торговли как на фактор неконкурентной борьбы пеняют и иностранные инвесторы. «Наша компания абсолютно прозрачна — у нас ведется отчетность по поставщикам, есть все счетфактуры, и это зачастую ставит нас в неравные условия с менее прозрачными компаниями. Это ослабляет наши позиции. У нас наилучшее предложение на рынке, но мы поставлены в неравные условия борьбы. Государство должно сделать так, чтобы правила игры были одинаковыми для всех», — подчеркивает Франс Муллер.
Ссылка на весь рейтинг ТОП-100
http://www.investgazeta.net/tags/find/%D1%82%D0%BE%D0%BF-100/