- Дата публикации
Крупные игроки агрорынка раскладывают бизнес по разным корзинам и переводят его в цифру
Избавившиеся ранее от неприбыльного балласта агрохолдинги сосредоточились на семействе апробированных ими аграрных и смежных бизнесов. Во многих из них диверсификация вообще стала краеугольным камнем стратегии всей их деятельности в последние годы.
Компания "Кернел", например, еще в 2017 году приняла "Стратегию-2021" и сейчас выходит на финишную прямую по ее реализации. В этой программе на среднесрочную перспективу определены отдельные цели в нескольких сегментах бизнеса: в переработке масличных, трейдинге и агробизнесе. Среди задач — строительство маслоперерабатывающего завода в Западной Украине, удвоение экспорта зерновых к 2021 году и др. На реализацию этой стратегии на протяжении 2020-2022 финансовых годов компания предусматривает выделить $370 млн (из совокупных $881 млн ключевых инвестиций на шесть "программных" лет, согласно презентации компании по итогам трех кварталов 2020 финансового года).
Сейчас, как сказал председатель совета директоров и основатель "Кернела"Андрей Веревский, компания уже прошла экватор "стратегического" пути, и теперь вложенный капитал постепенно превращается в генерирование денежного потока. "Высокая диверсификация — важный элемент стратегии "Кернел". Бизнес-сегменты компании тесно связаны между собой единой стратегией и целями. Синергия и взаимная интеграция создают дополнительную стоимость, а также благоприятно влияют на общий финансовый результат", — рассказывают в пресс-службе компании.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaАгроиндустриальный холдинг МХП тоже следует диверсифицированной стратегии роста, выделяя четыре основных бизнеса: производство курятины, растениеводство, мясопереработку и европейский (балканский) операционный сегмент. По словам главного исполнительного директора и основателя МХП Юрия Косюка, холдинг продолжает реализацию своей стратегии географической диверсификации в странах ЕС, МЕNА, СНГ и Африки и фокусируется на более кастомизированных продуктах в рамках стратегии по выходу на новые перспективные рынки.
Группа компаний "Нибулон" в своей деятельности выделяет пять главных направлений — элеваторную инфраструктуру, ВЭД, логистику, судостроение, аграрное производство и животноводство — и практически по каждому имеет выдающиеся результаты и амбициозные планы. Особенно в судостроении и развитии речного судоходства, где конкурентов у компании пока нет. Основатель "Нибулона"Алексей Ватадурский анонсировал планы по участию компании в строительстве флота в Египте и организации доставок в эту страну зерновых из Украины исключительно водным путем. Он отметил, что его нисколько не пугают стратегические решения и серьезные капитальные инвестиции.
Топ-менеджмент холдинга "Астарта-Киев" констатирует, что их бизнес вполне диверсифицированный, и уточняет, что сейчас компания сосредоточилась на задачах повышения эффективности во всех сферах своей деятельности. А это в первую очередь агропроизводство, производство сахара, переработка сои и животноводство. Повышение операционной эффективности бизнеса и развитие партнерских экосистем являются сегодня приоритетами для "Астарты".
"Успех бизнеса зависит не столько от инвестиций или инноваций, сколько от включенности каждого сотрудника в процесс совершенствования деятельности. В рамках внедрения Системы операционного совершенствования "Астарты" (СОВА) персонал не только обучается методам повышения эффективности, но и постоянно занимается поиском и внедрением улучшений процессов. Продолжается также масштабная диджитализация производственных и административных процессов. Для этого внедряется web-система из восьми автономных модулей по управлению агробизнесом онлайн", — поясняют менеджеры отдела коммуникаций холдинга и отмечают, что весной начал работу также Центр партнерского взаимодействия "Астарты", который объединил все сервисы и коммерческие программы компании для аграриев — от закупок, элеваторных услуг и аренды техники до услуг по анализу почвы, страхования, финансирования, IT-разработок, партнерства в поставках ресурсов для агропроизводства.
Именно диверсифицированная структура бизнеса холдингов позволила большинству из них успешно пройти первый этап двойного испытания экономическим кризисом и пандемией и добиться приемлемых результатов по итогам первого полугодия 2020-го. У каждой компании нашлись бизнесы, которые обеспечили приемлемый совокупный результат.
У "Кернела" выручка в сегменте инфраструктуры и трейдинга увеличилась за январь-март 2020 года на 42%, достигнув $892 млн. Этот сегмент бизнеса стал главным генератором прибыли компании: его EBITDA превысила 62% совокупной квартальной прибыли. Более того, в апреле-мае физический объем перевалки грузов на экспортных терминалах компании вырос на 54%. По итогам 2019/2020 маркетингового года "Кернел", как утверждают в компании, стал оператором №1 в стране по перевалке зерновых грузов и укрепился на позиции крупнейшего экспортера зерна Украины.
"Даже в условиях пандемии компания обеспечила бесперебойность всех производственных процессов и вопреки кризису запустила в эксплуатацию новый зерновой терминал (ООО "Трансгрейнтерминал") в порту Черноморск, установив рекорд по экспорту зерна. В 2020 маркетинговом году "Кернел" увеличил экспортные объемы до 8 млн тонн (+30% к прошлому году). Это 13% всех поставок украинского зерна на внешние рынки и абсолютный рекорд для страны. На очередной маркетинговый год запланирован дальнейший рост экспорта за счет полномасштабного запуска нового терминала", — поясняют в компании.
Ключевым элементом стратегии "Кернел" является также повышение эффективности бизнеса. "Сейчас мы инвестируем в строительство когенерационных установок по производству электроэнергии из лузги подсолнечника, а также в парк зерновозов. Ранее компания использовала услуги третьих лиц, но с 2019 года вкладывает в собственный парк и создает добавленную стоимость в цепочке экспорта зерновых", — отмечает пресс-служба компании.
Холдинг МХП основные доходы в 2020 году, как и годом ранее, получает в сфере производства и продажи курятины. А вот самым динамичным в компании в нынешнем году оказался европейский операционный (мясной) сегмент. Как сообщают в компании, продажи курятины за первую половину 2020 года в тоннаже возросли на 47%, продуктов мясопереработки — на 58% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Кстати, продажи курятины холдинга в Украине за январь-июнь выросли на 2%, полуфабрикатов — на 1%. По итогам деятельности в первом квартале 2020 года МХП остался прибыльным (без учета курсовой разницы).
У компании "Нибулон" 2019/2020 маркетинговый год оказался одним из лучших в сфере внешнеэкономической деятельности и судоходстве. Экспорт зерновых и масличных в объеме лишь незначительно сократился, а перевозка грузов внутренними водными путями достигла рекордных 3,8 млн тонн. Прошлогодний "речной" показатель превзойден на 8%. В планах компании на следующий МГ увеличение экспорта до 6 млн тонн, а речных перевозок — до 4,5-5 млн тонн. В сфере производства сельхозпродукции компания делает ставку на пшеницу, подсолнечник и кукурузу. В прошлом году собраны рекордные 146 тыс. тонн кукурузы. В 2020-м "Нибулон" ожидает увеличения урожая подсолнечника на 15%.
"Астарта-Киев" самую большую выручку и прибыль получает в секторе агропроизводства. Правда, вклад компании в консолидированный показатель агропроизводства уменьшился в январе-марте 2020 года до 39% (против 52% в первом квартале 2019-го). На второе место по финансовым показателям выходит производство сахара: его выручка только за первый квартал нынешнего года возросла почти в 1,5 раза, а прибыль — в 1,7 раза. Благодаря в том числе и этому продукту EBITDA за первый квартал года увеличилась, согласно отчету компании, на 11,6 млн евро. Во втором квартале на фоне снижения спроса практически на всю продукцию холдинга наименьшее проседание в физических объемах продаж продемонстрировали молоко, соевый шрот и сахар. Зато почти на весь товарный ассортимент компании цены возросли.
Ожидания крупных диверсифицированных компаний на вторую половину 2020 года сдержанно оптимистичные. Менеджмент заверяет акционеров и владельцев в стойкости выбранных стратегий и моделей развития бизнеса.
Крупнейшие налогоплательщики аграрной отрасли за 2019 год
В течение 2017-2019 годов агрохолдинг уплатил в бюджеты всех уровней 11,7 млрд грн. Из них в госбюджет было направлено 5,22 млрд грн, в местные бюджеты — 3,95 млрд грн.
Одна из крупнейших инвестиций МХП в 2019 году — покупка Perutnina Ptuj (специализированной компании по переработке мяса в ЮгоВосточной Европе). В 2020 году компания взяла курс на трансформацию из сырьевой компании в кулинарную.
В течение 2017-2019 годов группа компаний заплатила в бюджет страны 7,7 млрд грн. Из них в госбюджет направлено 3,9 млрд грн, в местные бюджеты уплачено 3,65 млрд грн. Предприятия группы компаний работают в 600 населенных пунктах 22 регионов Украины.
В 2019 году выручка агропромхолдинга выросла на 20% по сравнению с 2018-м, до 448 млн евро, показатель EBITDA увеличился на 15%, до 78 млн евро. Благодаря увеличению объема продаж зерновых почти половину консолидированной выручки обеспечил сегмент растениеводства. Экспортная выручка составила 253 млн евро (56% от общей выручки), в том числе продажи на рынок ЕС 152 млн евро.
Агрохолдинг экспортировал 7,9 млн тонн зерновых за 2019/20 маркетинговый год (июль 2019 — июнь 2020), став лидером среди экспортеров зерна из Украины. Компания запустила первую когенерационную установку по производству электроэнергии из возобновляемых источников — шелухи подсолнечника. Общие инвестиции в проект ожидаются на уровне $169 млн.
"Нибулон" продолжает расширять сеть речных перегрузочных терминалов компании и строительство грузового флота. В 2019 году флот компании транспортировал рекордные 3,8 млн тонн зерновых и других грузов. Также "Нибулону" удалось побить десятилетний рекорд и отгрузить на экспорт около 5,3 млн тонн сельскохозяйственной продукции.