- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Агро
- Дата публикации
Кто больше всего зарабатывает на торговле зерном в Украине
Украина в очередной раз побила собственный рекорд по урожаю зерновых культур. Согласно данным Минагропрода, по итогам 2016/2017 маркетингового года (МГ, июль 2016-го — июнь 2017-го) было собрано 66 млн тонн зерна против 59,2 млн тонн сезоном ранее. Из общего объема 28 млн тонн составила кукуруза, 26 млн тонн — пшеница и 9,4 млн тонн — ячмень. При этом в докризисном 2013-м аграрии отгрузили в закрома 62,3 млн тонн, а в 2014-м — 63,8 млн тонн.
Основной причиной рекордного урожая, по словам экспертов, стали благоприятные погодные условия, которые позволили существенно увеличить производство ранних зерновых.
Высокий урожай собрала не только Украина, что негативно сказалось на мировых ценах на продовольствие. Основной проблемой сезона стали низкие мировые цены вследствие рекордного предложения от основных стран-производителей на фоне огромных мировых переходных запасов.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaРентабельность наше все
Хорошая погода способствовала рекордным показателям урожайности. С одного гектара в среднем фермеры собирали 42,1 ц пшеницы, 27,3 ц ржи и 66 ц кукурузы. Отечественным рекордам, как бы то ни было, еще далеко до европейских показателей. В Германии, к примеру, средняя урожайность пшеницы была практически в два раза выше — порядка 79 ц на гектар.
Как и в прошлом сезоне, растениеводство было высокорентабельным бизнесом. Согласно данным Госстата, по итогам 2016 года средний показатель рентабельности выращивания зерновых составлял 37,8%.
Что касается цен на зерно, то они по-прежнему находятся на многолетнем минимуме. Самые низкие цены на зерновые были в сентябре 2016 года (порядка $160 за тонну пшеницы на условиях FOB) c дальнейшим удорожанием весной (в марте стоимость тонны пшеницы доходила до $185). К концу сезона цены установились на уровне $178, что ниже даже по сравнению с предыдущим сезоном. Эксперты считают, что пшеницы по $250-300 за тонну (как в 2012/2013 МГ) в ближайшие годы не будет ввиду профицита предложения зерновой группы, низких цен на нефть и замедления роста ведущих экономик мира.
Открывая новые рынки
В 2016/2017МГ Украина смогла обновить рекордные показатели поставок за рубеж. Хорошая погода дала возможность трейдерам вывезти из Украины порядка 44 млн тонн зерновых. В частности, экспорт пшеницы составил 17,5 млн тонн, ячменя 5,3 млн тонн, а кукурузы 20,7 млн тонн. В прошлом сезоне было экспортировано 39,5 млн тонн, в 2014/2015МГ — 34,8 млн тонн, а в 2013/2014 МГ — 32,3 млн тонн. Экспорт пшеницы и ячменя также был рекордным. Отдельно стоит выделить рожь: из-за низкой рентабельности этой культуры Украина превратилась из экспортера ржи в импортера. За весь год было экспортировано всего 11,4 тыс. тонн, а это вдвое меньше, чем годом ранее.
Согласно данным компании "ПроАгро", крупнейшим экспортером зерна по итогам прошлого сезона снова стал "Нибулон" Алексея Вадатурского, который вывез на внешние рынки 8,4% от общего экспорта. Для сравнения, в прошлом году крупнейшим экспортером была Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ).
В топ-3 экспортеров также вошли "Кернел", который поставил на внешние рынки 3,2 млн тонн, и международная корпорация "Каргилл". К основным трейдерам минувшего сезона также нужно отнести: ГПЗКУ, "Луи Дрейфус Украина", "Бунге Украина", ADM, "Агропросперис", "Гленкор Интернешнл" и Ukrlandfarming. В "ПроАгро" отмечают, что первая десятка экспортеров отгрузила за рубеж больше 70% общего зернового экспорта.
Географическая структура экспорта за год особо не изменилась: основными покупателями нашего зерна являются страны Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. По закупкам пшеницы лидируют Индия и Египет. Половина всего ячменя традиционно отправляется в Саудовскую Аравию, где составляет основу рациона местных верблюдов. Больше всего кукурузы покупают Египет, Нидерланды, Испания и Иран. По словам Марии Колесник, вследствие проблем у ближайших конкурентов Украина смогла выйти на новые рынки. В частности, удалось существенно нарастить поставки украинской пшеницы на рынок Индии. Низкое качество продовольственного зерна из Франции давало нам дополнительные конкурентные преимущества и при поставках в Египет.
Оптовая торговля зерном и кормами |
|||||||
Чистый доход |
Чистая прибыль |
||||||
№ |
△ |
Компания |
2016, млн грн |
2015, млн грн |
2016, рост, % |
2016, млн грн |
2015, млн грн |
1 |
1 |
Нибулон |
15 324 |
11 782 |
30,06 |
133 |
-2006 |
2 |
-1 |
Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины |
13 098 |
12 404 |
5,59 |
-771 |
-3794 |
3 |
2 |
АДМ Трейдинг Украина |
10 651 |
4702 |
126,52 |
-9 |
-170 |
4 |
-1 |
К-я "Райз" |
5033 |
9009 |
-44,13 |
-8 |
-163 |
5 |
3 |
ТД "Насиння" |
4895 |
3279 |
49,28 |
78 |
74 |
6 |
7 |
Клов |
3832 |
2087 |
83,61 |
61 |
-79 |
7 |
-1 |
Луи Дрейфус Комодитиз Украина |
3655 |
4291 |
-14,82 |
215 |
408 |
8 |
3 |
Агроскоп Интернешнл |
3304 |
2311 |
42,97 |
82 |
-128 |
9 |
-5 |
Гленкор Грейн Украина |
3185 |
5088 |
-37,40 |
86 |
238 |
10 |
0 |
Украинские аграрные инвестиции |
3100 |
2340 |
32,48 |
-50 |
55 |
Логистика и прочие неприятности
Логистические проблемы традиционно усложняют работу трейдеров, однако они не повлияли на общие объемы экспорта по итогам года. Ключевой проблемой в поставках зерновых в порты остается проблема с зерновозами. На разных железных дорогах и в разные дни дефицит предложения "Укрзализныцей" зерновозов от заявленной потребности составлял 5-55%. Особо остро ощущалась нехватка зерновозов для доставки в порты кукурузы в ноябре-декабре прошлого года, однако она была частично решена в дальнейшем.
Крупные трейдеры вполне могли себе позволить приобрести или взять в лизинг хотя бы часть от необходимого им количества зерновозов. Но им это неинтересно, поскольку при наличии достаточного предложения зерновозов основные перевозки будут выполнены в первой половине сезона, а во второй половине парк будет преимущественно простаивать. Поэтому трейдеры и экспортеры нацелены решать эту проблему за счет "Укрзализныци".
Одним из выходов из ситуации может стать расширение транспортировки зерна водными артериями, но этого недостаточно. В то же время без обновления парка вагонов и его увеличения ситуация в ближайшие годы может стать критической.