Кто построит новый газовый терминал для президента

Кто построит новый газовый терминал для президента
Найдут ли у Петра Порошенко нового "лыжного инструктора" для постройки забытого терминала для сжиженного природного газа ради катарских поставок
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Похоже, Украине скоро предстоит очередной виток оживления давно забытой идеи постройки терминала сжиженного газа. Позавчера, 20 марта, у президента Украины Петра Порошенко сообщили о "чрезвычайно важные переговорах по диверсификации источников газоснабжения", которые состоялись в ходе официального визита гаранта в Катар. "Мы договорились о том, что Катар готов предоставить нам сжиженный газ", — сказал Порошенко в комментарии и сообщил, что поставки катарского природного сжиженного газа возможны через терминал в Польше, а также по турецкому маршруту через Босфор.

Пока президент договаривается о поставках, попробуем проанализировать, сможет ли Украина получить катарский газ, каким путем и во сколько это обойдется. 

"Откопали стюардессу"

Идея поставлять в Украину сжиженный природный газ (СПГ/LNG) уже не нова. Впервые о постройке терминала для регазификации СПГ заговорили еще в 2012 году, после того, как единственный на тот момент поставщик газа в Украину — российский "Газпром" —  в очередной раз поднял цены на голубое топливо. Появление альтернативного маршрута поставок могло заставить Москву снизить стоимость ресурса, да и резервный канал так не помешал бы. 

"Украина настойчиво работает над диверсификацией источников поставок газа и изучает возможность приобретения газа в Катаре, способы доставки газа. Цена катарского газа с учетом доставки на сегодняшний день в три раза ниже цены российского газа… На сегодняшний день Катар является третьим мировым производителем сжиженного газа и начал использование новых технологий его производства, которые для Украины очень интересны с учетом планов по строительству LNG-терминала. А политические контакты между Украиной и Катаром налажены на достаточно высоком уровне, что дает надежду на конкретные результаты по сотрудничеству в газовой сфере", — заявлял тогда прессе экс-премьер Николай Азаров.

При Азарове проектом постройки занималось Государственное агентство по инвестиционным проектам, которое возглавлял Владислав Каськив. На своей должности он успел отметиться громкими и пустыми заявлениями и даже скандалом, который был напрямую связан с терминалом — договор по строительству подписал вовсе не представитель инвестора — испанской Gas Natural Fenosa, а лыжный инструктор Джорди Сарда Бонвеи.

Слева — лыжный инструктор, справа — Владислав Каськив (главное — не наоборот)

Скандал, мягко говоря, подмочил репутацию проекта. Но в течение 2013-2014 годов о терминале в различных испостасях — плавучей и стационарной — вспоминали еще несколько раз, и даже частные инвесторы, однако план потерпел крах из-за отказа Турции пропускать газовозы с СПГ через Босфор. С появлением реверса из Европы идея построить терминал отошла на второй план. Впрочем, переговоры с Катаром свидетельствуют, что к идее вернулись. 

Зачем этот проект Катару? Хороший вопрос. Вряд ли страна, контролирующая более 30% мирового рынка сжиженного природного газа, не захочет выйти на еще один. Благо, постоянное развитие внутренних мощностей по добыче и сжижению газа позволяет. Тем более, что США стремится прорваться на европейский рынок СПГ и занять там свои позиции. Поэтому в данной части объемы поставок зависят скорее от способности Украины их принять.

Взгляд за "забор"

Даже если президент договорится о поставках, это вопрос не ближайшего года-двух. Пока что у Украины инфраструктуры, которая бы позволила принимать сжиженный природный газ, просто нет. Для того, чтобы принять плавучий газовоз с СПГ на борту, нужны либо плавучий регазификатор (2/3 которых производятся в Южной Корее), либо стационарный комплекс, построенный в порту.

И тот, и тот вариант предполагают наличие внутренней инфраструктуры в порту (труба высокого давления, подключенная к ГТС), достаточную глубину для захода газовозов (в среднем, от 12 метров). Разница лишь в том, какие объемы сможет обрабатывать терминал, и, соответственно, его стоимость. Для сравнения возьмем аналогичные проекты в соседней Польше (терминал в Свиноуйсьце) и литовский Independence в Клайпеде.

Разницу между типами терминалов можно увидеть на 1:35

Польский терминал способен регазифицировать 5 млрд кубометров в год, с последующим увеличением мощности до 7,5 млрд. Стройка по официальным данным обошлась в 730 млн евро и длилась 4 года — с 2011 по 2015-й. Если учесть то, что понадобилась еще и постройка инфраструктуры, то терминал обошелся почти в 1 млрд евро. На текущей мощности установка в Свиноуйсьце может покрыть 30% от потребности Польши в газе. Владелец, компания Polskie LNG, утверждает, что затраты на эксплуатацию терминала составляют порядка $50 млн в год. Из них 20% — примерно $10 млн, составляет налог на недвижимость. Поставки в Свиноуйсьце осуществляют Норвегия и Катар.

В Клайпеде же предпочли более мобильный вариант — плавучую регазификационную установку. Любопытно, что комплекс, работающий в Литве, не переделан из газовоза, как это часто бывает, а изначально построен для нужд превращения сжиженного газа в обычный. В декабре 2014-го года Independence ("Независимость") начала свою работу. Платформа располагает мощностями, позволяющими принимать по 4 млрд кубометров газа за год. Это значительно превышает годовое потребление всей Литвы (около 2,7 млрд кубов с тенденцией к снижению) и составляет две трети всех нужд в газе Балтийских стран.

Как бы там ни было, терминал — недешевое удовольствие.

В 2012-м литовская госкомпания Klaipedos nafta (эксплуатирующая организация "Независимости") подписала договор об аренде плавучего терминала мощностью около 3 млрд кубометров в год с норвежской HoeghLNG. Согласно этому договору, аренда обойдется литовской госкомпании в $689 млн за 10 лет, постройка береговой инфраструктуры — еще в 200 млн евро (около $250 млн). Поставлять газ в страну будет норвежская Statoil, при этом стоимость ресурса будет рассчитываться не из цены на нефть (как это делает РФ), а с привязкой к британской спотовой площадке NBP. На момент запуска стоимость на британском споте составляла $330 против $460 за тысячу кубов из РФ, и появление "Независимости" на горизонте заставило россиян опустить цену на 20%, до $370. Сейчас же цены на российское топливо стали ниже, поскольку Москва боится потерять клиентов в Европе. Тем не менее, успех установки оказался не таким уж и громким — в прошлом году правительство Литвы признало, что проект не оправдал инвестиционных ожиданий. В том числе из-за того, что соседние страны не высказали желания присоединиться. Дабы сбалансировать стоимость газа, зимой Вильнюс закупает ресурс у "Газпрома", а летом — у поставщика СПГ. 

Что нам стоит терминал построить

Учитывая, что в Украине подобные проекты не реализовывал никто, в Госинвестпроекте в 2014-м стационарный терминал оценивали в 800 млн евро и 50-60 месяцев работ для терминала мощностью в 10 млрд кубометров. Эксперты на рынке с учетом нынешней ситуации оценивают траты на подобный терминал в нашей стране в 1,5 млрд евро и около 5 лет "стройки". Если же говорить о плавучем терминале, запустить его могут и за год-два при значительно меньших вложениях — до $100 млн за год-два, но и объемы будут вдвое скромнее.

Однако камнем преткновения остается вопрос с пропуском газовозов через Босфор. Вот уже 6 лет Украина не может договориться со своим трансморским соседом, Турцией, о том, чтобы та дала разрешение на проход судов со сжиженным природным газом на борту через пролив в Стамбуле. Суть запрета в том, что СПГ-танкеры везут взрывоопасный груз, поэтому для снижения риска Анкаре проще запретить проход газовозов с СПГ, нежели принимать дополнительные протоколы безопасности. 

При этом газовозам со сжиженным газом для автотранспорта (так называемым LPG) проходить не запрещено — это разные смеси разного состава и разной плотности. Так что на стоимость заправки авто СПГ-терминал не повлияет никак.

Решение о пропуске будет приниматься соседями исходя как из политической, так и экономической целесообразности. Ранее Турция была заинтересована построить у себя терминал по регазификации, однако эти планы притормозились, в частности и из-за российского проекта "Южный (теперь — Турецкий) поток". Удастся ли Киеву договориться с Анкарой, пока не ясно.

Если же не рассматривать поставки в Украину напрямую, ближайший к нам терминал — именно польский. Теоретически, мы можем поставлять определенные объемы — установка в Свиноуйсьце загружена только на 80%, однако польский оператор PGNIG с января 2018-го арендовал всю мощность терминала. Теоретически, несколько лет назад Литва готова была помочь с целью загрузить "Независимость", однако пока не ясно остается ли предложение в силе. Но ограничивает объем поставок не столько техника в порту, сколько пропускная способность польско-украинского сечения газотранспортной системы. "В целом годовая техническая мощность газотранспортного маршрута "Польша-Украина" в точке Германовичи позволит импортировать голубое топливо с Польши объемом до 2 млрд куб.м в год", — отмечают в "Укртрансгазе".

Стоит ли овчинка выделки

Ежегодное потребление Украиной газа в последние годы составляет немногим более 30 млрд кубометров газа, из которых почти 2/3 покрывается за счет собственной добычи. Например, в 2017-м году, по данным оператора украинской газотранспортной системы "Укртрансгаз", мы импортировали 14,1 млрд кубометров исключительно из ЕС, стоимость которого по году колебалась в пределах $220-240 за тысячу кубов.

Стоимость же LNG для испанской Gas Natural Fenosa, по данным Argus, с газификацией и погрузкой составила в сентябре $194, а в декабре — $229. При этом цены на спотовом рынке Европы без учета транзита составляли в среднем на $10 меньше. Что же касается катарских поставок в нынешнем году, за счет открытых новых месторождений эксперты прогнозируют резкое падение стоимости местного СПГ до $140 за тысячу кубометров. С учетом доставки и регазификации в Украине его стоимость вряд ли превысит $200, что дешевле европейской и российской альтернатив. Даже если цена будет выше, как минимум мы можем поступить по литовскому методу, закупая ресурс через терминал в летнее время. Если допустить, что мы построим все же плавучий терминал на 5 млрд кубометров в год, минимум треть импорта будет закрыта этими поставками. 

No money — no honey gas

Учитывая солидность суммы, которую придется потратить на постройку своего терминала, государство не сможет выделить достаточно средств. Это понимали и при правительстве Николая Азарова, инициировавшего проект, и сразу стали искать инвестора, преимущественно — иностранного. Тогда на конкурс претендовали 10 участников, однако в итоге договор подписали с лыжным инструктором. Тогда же государство отказалось выделять свою долю — 25% — для строительства установки. Предполагалось, что выделенные деньги — более 2 млрд гривен — пойдут на обустройство инфраструктуры. С тех пор Кабмин не выражал открыто желание поучаствовать в СПГ-проекте.

Впрочем, нельзя сказать, что в Украине нет желающих инвестировать в строительство терминала по регазификации топлива.

4 года назад, когда тема диверсификации поставок топлива была актуальна как никогда, со своим планом о постройке плавучего терминала вышла компания "ТИС". Тогда в интервью "Лига.нет" со-владелец и генеральный директор компании Андрей Ставницер отмечал, что "ТИС уже подписал меморандум с поставщиком плавучего газификатора, который готов в ближайшие сроки поставить нам терминал в Украину".

Delo.UA уточнили у Ставницера, в силе ли его планы. Руководитель "ТИС" подтвердил свою готовность: "Если вопрос с Босфором будет решен — нам нужно от 6 до 12 месяцев для того, чтоб быть готовыми к приемке газа". По его словам, изначальная мощность плавучего терминала позволит принимать около 5 млрд кубометров в год.

Для больших объемов потребуется расширение существующей инфраструктуры (сейчас газ можно пустить с помощью газопровода высокого давления, который проходит неподалеку).

Что же касается локации, Ставницер отметил, что единственным местом с точки зрения готовности инфраструктуры является порт "Южный", и там проект можно будет развернуть дешевле и быстрее, нежели в другом порту. Что же касается финансовой стороны, о точно стоимости проекта он затрудняется говорить, поскольку просчетов на сегодня нет (в 2014-м была озвучена сумма в $60-65 млн). "В любом случае, это будут средства, которые мы готовы на себя взять в случае заключения контракта на перевалку", — резюмировал Ставницер.