НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Кто выиграет от приватизации ОПЗ

Продажа Одесского припортового завода превратилась в игру с постоянно меняющимися правилами. Причем проигравшие в ней уже известны. Какую игру ведут основные участники большого приватизационного турнира?

Горбатко устал от игр, ведущихся вокруг продажи Одесского припортового завода. За 23 года, в течение которых он возглавляет предприятие, прессинг на Одесский припортовый завод достиг апогея. За последний год не особо публичный руководитель был вынужден не раз участвовать в прямых эфирах, давать интервью и всячески поддерживать позицию правительства в отношении приватизации предприятия. Директор ключевого химического актива страны устал рассказывать о том, что на сегодня приватизация для ОПЗ - вопрос жизни. "Завод хорошо развивался, но ситуация на рынке меняется: растет цена на газ, а цена на удобрения падает. В Европе не появилось ни одного нового предприятия, зато закрыто уже 15", - заметил Валерий Горбатко и тут же добавил, что "завод далек от банкротства, хотя и находится в стадии устойчивого минуса".

Что на самом деле так подкосило ОПЗ: реальная конъюнктура рынка, разгоревшийся финансовый кризис или желание правительства заработать на  продаже "курицы, некогда несущей золотые яйца", можно только догадываться. 16-летняя игра под названием "Продажа ОПЗ" может завершиться 29 сентября. Главные партии в ней принадлежат президенту и премьер-министру Украины. На разных этапах к ним подключались потенциальные претенденты на стратегический химактив. Сам завод в этой игре оказался винтиком, который как подкрутят, так и сыграет.

Сегодня из более 20 компаний, претендующих некогда на ОПЗ, на финишную прямую вышли всего три - российская "Азот-сервис", аффилированная с "дочкой" "Газпрома" "Сибур", а также украинские "Нортима", которую связывают с бизнесменом Игорем Коломойским, и "Фрунзе-Флора", входящая в состав бизнес-империи Константина Григоришина. И если победители игры "Продажа ОПЗ" еще неизвестны, то проигравшие уже есть. Мы проанализировали ходы участников данного процесса и их шансы на победу.

Игра власти

На этом фоне игра премьер-министра Украины Юлии Тимошенко является хотя бы последовательной. Глава Кабмина не раз озвучивала, что в разблокировании процессов приватизации и продаже с молотка оставшегося имущества государства правительство видит, во-первых, способ минимизировать последствия кризиса для предприятия, во-вторых - источник для наполнения госбюджета.

Без продажи ОПЗ перечислить в бюджет  ожидаемые от приватизации 8 млрд гривен не представляется возможным. Это прекрасно понимал президент, подписывая бюджет на 2009 год. Вместе с тем и премьер-министра не смущает, что цена на продаваемые в нынешних условиях объекты, в том числе и на ОПЗ, будет занижена. В этом заключается главный минус позиции второй ветви власти.

Итог

Лучший момент для продажи ОПЗ был упущен. Только с прошлого года ОПЗ потеряла в цене как минимум $80 млн, и с ростом доллара завод продолжает стремительно "худеть", ведь стартовая цена указывается в гривне. Внутригосударственные конфликты привели к потере интереса к конкурсу солидных иностранных инвесторов.

Большой брат

По мнению экспертов, главной целью объединения иностранных игроков было не столько усиление финансовой конкурентоспособности, сколько возможность обойти "узкие места" украинского приватизационного законодательства. Дело в том, что у данных компаний оказалась большая доля госсобственности, а согласно отечественному законодательству в приватизации не может участвовать компания, в которой более 25% доли другого государства. После объединения консорциум стал фаворитом конкурса, но сошел с дистанции, открыв "зеленую улицу" оставшимся игрокам.

В итоге, к концу прошлой недели безоговорочным лидером в борьбе за ОПЗ стала "дочка" "Газпрома" - "Сибур Холдинг". На конкурсе интересы россиян будет представлять его структурное подразделение "Азот-Сервис". Это наиболее активный участник конкурса. Во-первых, "Сибур" - первая из всех компаний перечислила задаток в размере 400 млн гривен для участия в приватизационной гонке. Во-вторых, эта компания может представлять интересы большого количества химических предприятий России, в частности, российского "Еврохима", активного участника предыдущего конкурса. В-третьих, "Сибур" имеет поддержку российских властей, а значит, средства в необходимом объеме. По этой же причине компанию не очень пугают многочисленные иски, запрещающие продажу украинского стратега.

То обстоятельство, что будущий владелец ОПЗ будет контролировать экспорт аммиака предприятий России и Украины, заставит потенциальных инвесторов сделать не один шаг в торгах и дает все основания предполагать, что именно россияне поставят в них точку. На сегодня они играют вполне открыто и настроены решительно.

Правда, помешать их движению к цели могут другие участники приватизационного процесса, которые нашли таки у основного претендента на ОПЗ - компании "Азот-Сервис" - слабое место. Оно, как и у норвежской Yara International, заключается в доминировании в структуре собственности компании госдоли. Согласно хитросплетениям связей - через "Газпром" и Газпромбанк доля государственной собственности в уставном капитале "Сибур Холдинга" и, соответственно, подконтрольного ему претендента ООО "Азот-Сервис", превышает 30%. Как уже говорилось выше, участие "Сибур Холдинга", а фактически российских государственных компаний в приватизационном конкурсе по продаже государственного пакета акций ОПЗ противоречит действующему законодательству Украины. Такой вывод за неделю до конкурса сделал суд в ходе рассмотрения иска, поданного "Днепроазотом" - предприятием, входящим в сферу управления группы "Приват" Игоря Коломойского.

"В настоящий момент определенные круги в Украине предпринимают всяческие попытки не допустить открытой, честной и прозрачной приватизации Одесского припортового завода, которая бы позволила предприятию обрести стратегического инвестора и нового эффективного собственника. При этом оспаривается не столько легитимность проведения самого конкурса, сколько участие в нем российской компании", - считают в российском холдинге.

Итог

Участие "консорциума трех" вместе с ведущими мировыми компаниями свидетельствовало о прозрачности и престижности конкурса. К тому же их участие обеспечивало жесткую конкуренцию, а значит, рост цены на ОПЗ.

"Сибур Холдинг" - сильный и профильный инвестор, способный обеспечить предприятие неограниченным количеством газа. Минусы скрываются в политических рисках: во-первых, в случае покупки "Сибуром" ОПЗ, у России, кроме "газовой трубы", появится еще один рычаг влияния на Украину. Во-вторых, увеличивается риск банкротства отечественных химпредприятий и их скупка в интересах россиян.

Украинский алхимик

Сейчас совладелец группы "Приват" разыгрывает замысловатую партию, цель которой - если не купить ОПЗ самому, то хотя бы не дать купить предприятие другим. Поэтому Коломойский заинтересован в появлении обращений в суды и решении о запрете приватизации ОПЗ. Претензии днепропетровского олигарха и его партнера Александра Ярославского совпали по времени с официально озвученной позицией Виктора Ющенко, пожелавшего остановить конкурс. В итоге у многих сложилось впечатление, что президент страны, Игорь Коломойский и экс-глава ФГИУ Валентина Семенюк-Самсоненко, тоже стремившаяся заблокировать продажу, играют одну партию в этой игре.

 После того как, несмотря на протест президента и судебные иски, правительство заявило о намерении довести конкурс по продаже государственного стратега до логического конца, Коломойский сделал второй шаг. На конкурс по приватизации ОПЗ заявку подала компания "Нортима", которая представляла интересы бизнесмена во время прошлогодней попытки продать завод. Как истинный игрок, известный олигарх предпочел оказаться не зрителем продажи ОПЗ, а активным участником этого процесса.

Дальше в игре "Продажа ОПЗ" Коломойский может разыгрывать несколько сценариев. Во-первых, помешать покупке предприятия россиянами. Тем более что подобный прецедент уже был. Именно с целью не дать победить "Еврохиму" компания "Нортима" участвовала в конкурсе по продаже ОПЗ в мае прошлого года. "Мы подали заявку на участие в тендере лишь потому, что там был "Еврохим". Дело в том, что условия конкурса выписаны так, что если в нем принимает участие лишь один участник, он автоматически объявляется победителем и платит цену по экспертной оценке. Мы не хотим делать "Еврохиму" такой подарок", - заявил тогда Игорь Коломойский. Его планы на то время сводились к тому, чтобы заявить  большую сумму, стать победителем, но в итоге сложить полномочия для выяснения всех обстоятельств и объявления нового конкурса.

Похоже, что на этот раз в планах Коломойского - перейти дорогу "Сибуру". Именно он указал правосудию на незаконное участие в конкурсе компании "Азот-Сервис". В условиях, когда легитимных претендентов на ОПЗ останется всего два - компания "Нортима" и "Фрунзе-Флора", шансы на победу группы "Приват" возрастут с космической скоростью. Вместе с тем аналитики ИГ "Сократ" допускают, что для группы "Приват", контролирующей ряд химпредприятий, покупка ОПЗ может оказаться в большей степени портфельной инвестицией, сделанной с целью дальнейшей спекулятивной перепродажи.

Кроме того, вполне возможно, что днепропетровский бизнесмен разыгрывает совершенно другую партию, цель которой - получить "откат" от россиян в виде договоренностей о дальнейшем сотрудничестве и будущих преферен-циях для "Днепроазота".

Итог

Похоже, что в любом из вариантов Игорь Коломойский будет в выигрыше.

Цветы от Григоришина

Один из вариантов: Григоришин будет участвовать в приватизации ОПЗ в интересах кого-то из иностранных собственников, "для перепродажи или за комиссию",  уверен начальник аналитического отдела ИГ "Сократ" Константин Степанов. Это может быть как "Еврохим", желающий получить одесское предприятие любой ценой, так и один из "консорциума трех" - ливийский госхолдинг Libyan Investment Authority (LIA) - участие которого напрямую тоже ограничивало требование о частной собственности претендентов.

Согласно второй версии, российский бизнесмен подстраховывает своего давнего партнера и заказчика - "Газпром" У "Энергетического стандарта" очень удачно получилось вписаться в крайне закрытый рынок оборудования для российского ТЭКа. Например, в прошлом году сумское НПО им. Фрунзе получило контракт на поставку компрессорного оборудования "Газпрому" на более чем $60 млн. Поставляя оборудование российскому монополисту, Григоришин обеспечивает свое детище многолетними заказами на сервисное обслуживание. А за лояльность нужно платить. Возможно, его участие в конкурсе с целью подстраховки российского партнера и является своеобразной благодарностью за услуги "Газпрома".

Правда, некоторые эксперты высказали мнение о том, что Константин Григоришин может действовать и в интересах Игоря Коломойского. Тем более что последнее время бизнесмены нашли общий язык в отношении облэнерго.  

Итог

Зависит от того, в чьих интересах действует "Флора-Фрунзе".

Кроме денег, которые может принести государству продажа Одесского припортового завода, позитивных сторон для Украины от этой сделки пока не видно. Подготовка к приватизации ОПЗ уже подпортила имидж действующим лицам от власти. Вторым минусом для государства является потеря контроля над аммиакопроводом и риск давления на азотные предприятия страны со стороны частного инвестора. По этой же причине в случае продажи монополиста к проигравшим можно будет отнести украинские химпредприятия, завязанные на аммиакопроводе. По мнению аналитиков ИГ "Сократ", рынок химудобрений неминуемо ждет передел и банкротства.

В выигрыше, безусловно, будет победитель аукциона по продаже ОПЗ, ведь он получит рычаг управления химпредприятиями России и Украины, увеличит свой экспортный потенциал, хотя и наживет головную боль с многочисленными судебными разбирательствами. Возможно, в плюсе окажется Одесский припортовый завод. Особенно, если новый хозяин будет иметь доступ к дешевому газу, от которого значительно зависит финансовое положение и конкурентоспособность завода. Определенную роль в перспективах дальнейшего развития ОПЗ сыграет щепетильность нового собственника в выполнении многочисленных инвестобязательств.

В то же время Валерий Горбатко действительно хочет, чтобы в играх вокруг предприятия наконец-то поставили точку. Повышенное политическое внимание никак не идет на пользу производственному процессу, а подвешенное состояние делает туманной дальнейшую перспективу развития не только ОПЗ, но и всего аммиачного рынка страны.

Читайте также:

Приватизация ОПЗ нарвалась на преграду

Ющенко пообещал покупателю ОПЗ вторую "Криворожсталь"

Суд запретил допускать к продаже ОПЗ газпромовскую компанию