НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Кто заработает на символике Евро-2012

Что необходимо сделать Украине, чтобы заработать на сувенирах Евро-2012

УЕФА презентовал в Киеве логотип чемпионата Европы по футболу 2012 года (на фото), который пройдет в Украине и Польше. Однако компании, желающие выпускать сувенирную продукцию с символикой Евро-2012, смогут реализовать свои планы не ранее июня 2010 года. Согласно нормам УЕФА, договоры на право использования флага, логотипа и другой символики чемпионата подписываются за два года до начала турнира.

«Вся брендированная логотипом Евро-2012 продукция — собственность УЕФА. Мы ничего не получим от ее реализации. Что от нас требуется, так это организовать ее продажу», — поясняет директор Департамента по подготовке Харькова к Евро-2012 Виктор Христоев.

Для того чтобы заработать на сувенирной продукции, Украине придется искать другие пути. «Наша страна может сама разработать свой логотип под Евро-2012 и пользоваться им без разрешения УЕФА. Этим вопросом будет заниматься Минкультуры», — рассказывает замглавы координационного бюро по подготовке и проведению Евро-2012 в Украине Валерий Жалдак. Этот логотип не должен быть плагиатом оригинала, и в нем не может использоваться фраза «Евро-2012». По оценкам члена госкомиссии по вопросам интеллектуальной собственности Сергея Стороженко, на продаже сувенирной продукции Украина может заработать сотни миллионов гривен. Так, на продаже сувениров летней Олимпиады в Пекине организаторы заработали $86,5 млн.

Отчасти желание Украины разработать альтернативный логотип связано и с очень жесткими правилами УЕФА относительно получения права выпускать брендированную лого Евро-2012 продукцию. Для того чтобы выпускать футболки, кружки и флажки с символикой еврочемпионата, компания должна получить специальную лицензию. По словам Сергея Стороженко, «счастливчиков» будет определять через открытые тендеры сам УЕФА. «Любая украинская компания сможет принять участие в тендере, другой вопрос — сможет ли она его выиграть. Насколько я знаю, пока от наших компаний не поступило ни одного предложения», — рассказывает Стороженко. Предпочтение при выборе компаний будет отдано партнерам УЕФА, в частности спонсорам, а также компаниям, которые не первый год сотрудничают с футбольной организацией. Так, на Евро-2008 в Австрии и Швейцарии выпуском сувениров занимались лишь две фирмы, которые затем продавали свою продукцию распространителям. Исключение УЕФА делает только для упоминаний названия чемпионата в прессе. «Это своего рода популяризация и реклама», — поясняет Валерий Жалдак.

Защитой интеллектуальных прав УЕФА в Украине занимается юридическая компания Magisters, которая подписала договор с футбольной Ассоциацией. Юристы компании совместно с представителями городских департаментов по вопросам подготовки к Евро-2012 будут следить за использованием символики. В случае продажи продукции без лицензирования или плагиата торговой марки юристы будут обращаться к представителям УЕФА и выяснять оценку сходства марок. В случае подтверждения факта нарушения продавец будет оштрафован. В случае если его повторно поймают на плагиате, ему грозит суд. «Мы уже зафиксировали несколько фактов нарушений. Предупредили одну службу такси, которая использовала логотип Евро-2012, и производителя алкоголя», — рассказывает старший юрист компании Маgisters Тарас Кислый.

Развлекательные заведения (спорт-бары, рестораны, кафе и т.д.) также должны получать разрешения на право трансляции чемпионата. «Это практика турниров такого уровня, — говорит Кислый. — Например, во время проведения Евро-2008 соответствующие лицензии на трансляции покупали даже бары в Эмиратах». По словам юриста, критерием для определения массовости трансляций будет считаться диагональ экрана, превышающая 140 см (около 55 дюймов).