НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Курьерский бизнес в кризис увеличил прибыль

Быстрорастущий рынок экспресс-доставки не смог подкосить даже кризис. Руководство корпорации FedEx недавно объявило об увеличении прибыли во втором квартале финансового года. Нарастить ее удалось за счет увеличения объемов международных перевозок
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

известному американскому актеру Жан-Клоду Ван Дамму, недавно посетившему Киев, регулярно доставляли курьеры компании FedEx. Американцы привыкли доверять ей. FedEx (Federal Express) прочно закрепилась в лидерах на американском рынке и считается одной из ведущих на рынке экспресс-доставок и перевозок грузов во всем мире.

Несмотря на кризис, руководство корпорации FedEx недавно объявило об увеличении прибыли во втором квартале финансового года. Нарастить ее удалось за счет увеличения объемов международных перевозок. Особенно выросли авиаперевозки на азиатском и латиноамериканском направлениях.

Младший брат

В Украине с 1994 года FedEx представляет компания-контрагент Elin Ltd., имеющая лицензию на использование этой торговой марки. Сегодня в ней работают 112 человек, в  автомобильном парке компании 25 автомобилей, а филиальная сеть охватывает практически всю страну. Достаточно скромные размеры, по сравнению с американскими и европейскими филиалами корпорации, объясняются и скромными объемами самого отечественного рынка экспресс-перевозок. Услугами международных курьеров сегодня пользуются не более 10% населения страны, уверяет исполнительный директор FedEx в Украине Александр Павлюк. Во-первых, это недешевый вид услуг, хотя оперативный и надежный. Во-вторых, незначительная часть населения страны занята в активном международном бизнесе. Сказывается и то, что Украина, как и другие постсоветские страны, долгое время была закрыта для международного общения и торговли. Но экспорт-импорт грузов в Украине намного больше, чем во всем мире, регулируется государством. Иногда для того, чтобы получить посылку, которую, как и полагается по международным стандартам, доставили за сутки из Америки, киевлянину приходится неделю собирать необходимые разрешения у различных госорганов: в Минздраве - если это лекарства, в СБУ - если речь идет, например, о бинокле, телефоне или любом устройстве, содержащем GPS.

Доставка по-украински

Что-то подобное трудно сегодня представить в Украине, считают эксперты.   Во-первых, сложно тягаться с крупнейшими монстрами рынка и мировыми брендами в международных доставках, во-вторых, создание конкурентоспособной компании требует значительных капиталовложений. Поэтому и дальше на рынке будут развиваться дочерние компании или украинские контрагенты, работающие под известными брендами. Новым отечественным перевозчикам остается развитие на рынке внутренних доставок и грузовых перевозок либо же в эксклюзивных нишах. Хотя нет ничего невозможного, тем более на молодом быстрорастущем рынке, отмечают эксперты.

Несколько последних лет экспресс-доставка стала завоевывать популярность среди украинцев, и рынок рос очень быстрыми темпами, увеличиваясь на 20-25% в год. На динамику влиял рост спроса со стороны физических лиц - именно этот сегмент будет предопределять дальнейшее развитие рынка. Необходимость создания альтернативы нерасторопной и консервативной "Укрпочте" назрела давно. Главное преимущество коммерческих почтальонов - это скорость доставки из рук в руки, к тому же у клиента есть возможность контролировать процесс доставки своего груза либо корреспонденции с помощью интернета или мобильной связи. Однако к концу 2008 года объем экспресс-перевозок начал стремительно сокращаться, достигнув в нынешнем году падения до 30% перевозок импорта и 25% экспорта.

По мнению Павлюка, говорить о стабилизации украинского рынка сегодня пока нет никаких оснований. "Как только экономика страны покажет положительные тенденции, мы это сразу почувствуем. Пока только надеемся, что в следующем году прекратится хотя бы сокращение объемов перевозок", - заметил исполнительный директор FedEx. Вместе с объемами перевозок украинские почтальоны теряют и прибыль, хотя их работа по-прежнему остается рентабельной и об уходе с рынка никто не помышляет.

Кризисная конкуренция

По объемам перевозок в Украине FedEx далеко не на первом месте. "Мы не получили ни одного цента инвестиций, развиваемся исключительно за собственные средства", - отметили в киевском офисе компании. Но с начала года и FedEx активно сокращала всевозможные расходы и себестоимость перевозок, что в конечном итоге принесло положительные результаты. По итогам 2009 года украинская  компания  даже в несколько раз увеличила объем прибыли - с 276 тыс. до 900 тыс. грн. Но это не показательно, заметили в компании, поскольку рост прибыли связан в основном с изменением валютного курса. Свое будущее украинская FedEx видит в дальнейшем развитии международных направлений, поскольку именно оно является наиболее прибыльным. Кроме этого, FedEx стремится заполнить эксклюзивные ниши услуг. Так, например, удачным можно считать коммерческий проект по доставке виз и загранпаспортов аппликантам по всей Украине. Вторым не менее значимым проектом является доставка сертификатов  на ювелирные изделия De Beers.

В офисе украинского FedEx мечтают о временах, когда услугами экспресс-доставки будут активно пользоваться не только иностранные гости, такие как Жан-Клод Ван Дамм, но и большинство соо-течественников. Например, в США под Рождество считается обычным делом разослать поздравительные открытки и подарки друзьям и родственникам  по всему миру, пользуясь услугами службы доставки. Правда, курьеры сами замечают, что в странах, где услуги экспресс-доставки наиболее популярны, она сравнима по цене с услугами обычной почты.