- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Менторы — МСБ: Инвесторов интересует ваш потенциал в масштабировании бизнеса
Сельскохозяйственный кооператив "Родинний добробут" получил спецноминацию конкурса устойчивых бизнес-решений СТАЛО в категории "Фермерское хозяйство". Для сооснователя и директора кооператива Антона Дундия менторскую сессию провел Игорь Лиски, СЕО, глава совета директоров компании "Эффективные инвестиции".
Основа бизнес-модели кооператива, который расположен в селе Великие Гуляки Киевской области — тесное сотрудничество инвесторов, фермеров и потребителей. Его члены выращивают органические овощи и зелень, производят козий сыр и молочные продукты. Планы на будущее у его директора масштабные — создать сеть мини-ферм по модели "Родинного добробута" в других регионах Украины и популяризировать органический образ жизни.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: детальней о проекте "Родинний добробут: сеть кооперативных мини-ферм станет драйвером развития регионов"
Для Антона Дундия приоритетная задача — поиск партнеров-инвесторов для развития бизнеса. Ему важно найти тех, кто будет разделять ценности кооператива, основной из которых является органическое производство.
Предприниматель рассказал, как он сейчас сотрудничает с инвесторами и какие вопросы требуют решения:
"Мы привлекаем инвесторов для постройки комплексов на 1000 м². Один уже построили, занимаемся вторым, рассматриваем инвестиции от 1000 долларов" — рассказывает предприниматель. У каждого комплекса — разные акционеры, но они не влияют на принятие решений, что и как выращивать.
Cейчас продают примерно на 200 тыс. грн в месяц, большую часть прибыли (до 80%) дает продажа в не сезон — с ноября по апрель. Товар идет сразу конечному потребителю. У кооператива уже есть постоянные клиенты, которые готовы покупать органические продукты дороже на 30-40%, чем на рынке. Прибыль, по расчетам Антона Дундия, увеличится после запуска дополнительных теплиц, которые будут приносить в месяц еще около 2,5 тонн продукции.
Антона Дундия беспокоит то, что рынок не настолько большой, чтобы продавать оптом по хорошей цене. А с неорганикой конкурировать сложно — ее себестоимость ниже процентов на 40, не считая зимних месяцев, когда цена примерно такая же, как и на органику, да и конкурентов много.
"У наших продуктов вкус отличается, например, помидоры значительно вкуснее, чем неорганические," — отметил предприниматель. Для повышения доверия к продукту даже думали установить видеокамеры, чтобы можно было смотреть, как происходит выращивание.
Что посоветовал ментор?
Игорь Лиски, СЕО, глава совета директоров компании "Эффективные инвестиции":
Постройка бренда для увеличения прибыли
Если ваш продукт отличается по вкусу и качеству, то он вполне может быть успешным. Но нужно учитывать скептицизм части покупателей по поводу "органической" продукции. Многие сомневаются в радикальном отличии, и не все готовы платить на 40% больше. Хотя сейчас понемногу начинают проверять качество продуктов, меньше доверять бабушкам на рынках.
Пока что у нас рынке очень много импорта: салаты, помидоры, перец и т. д. А импорт — это более высокая цена за счет налогов и логистики.
Вам, чтобы построить бренд, которому будут доверять, придется потратить дополнительные деньги. Потому что это не просто "убедить друзей в том, что продукт классный", вам нужно охватить значительно больше людей. Возможно, стоит рассмотреть вариант работы с неорганикой: оставить органику как нишевый продукт, но параллельно заниматься не только ею. Основать большую компанию на продаже одной органике очень сложно.
Подумайте о вашей бизнес-модели
Первый вопрос, который вам задаст потенциальный инвестор — как вы планируете масштабироваться. И если не покажете, что у вас есть потенциал роста, будет сложно убедить его расстаться с деньгами, потому что он не будет уверен в возможности получить прибыль.
Чтобы масштабироваться, вам желательно поменять подход к бизнесу. Работать напрямую с клиентами могут позволить себе компании с очень крутой логистикой. Вам стоит обдумать варианты ухода от розничной модели.
Та система, которая есть сейчас у вас, может провоцировать неприятные ситуации при развитии бренда — это и сложность согласования, и разница в видении развития бренда, претензии по поводу "неправильного" бюджета на рекламу, например.
Вам нужно проанализировать, сколько процентов рынка вы можете занять, какая маржа, сколько нужно инвестировать в ваш проект. Потом детально описать сам проект, и после этого уже можно идти в банки, ЕБРР, привлекать партнеров. Очень важно описать все нюансы. Инвесторы любят прозрачные системы: вход, окупаемость, как гарантируется быстрый рост, как выходить, как управляется компания.
Именно поэтому желательно, чтобы проект легко управлялся, чтобы это было одно предприятие, с одной системой собственности, которое может масштабироваться.