- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
Металлургическое машиностроение: в борьбе с "дном" и импортом
В наследство от СССР Украине досталась неплохая база металлургического машиностроения. В частности, Новокраматорский (НКМЗ) и Старокраматорский (СКМЗ) машзаводы, "Энергомашспецсталь" (ЭМСС, все три — Краматорск), объединение "Азовмаш" (Мариуполь), "Днепротяжмаш" (Днепропетровск) и некоторые другие. Здесь производится широкий спектр основного метоборудования для всех переделов, от аглодоменного до прокатного. Однако из-за конструкционных особенностей и сертификации география сбыта, как правило, была ограничена СНГ и бывшими странами соцлагеря. На этой территории сохранились постсоветские кооперационные связи (несмотря на политконфликты), которые в последние 1,5-2 года заметно ослабли.
Кризисы 2008 г. и 2014-16 гг. серьезно ударили по металлургмашу, но ведущим производителям удается выживать и порой даже улучшать финансовые показатели (см. таблицу — Delo.UA).
В привязке к спросу
Понятно, что успехи профильных машиностроителей напрямую зависят от динамики инвестиций металлургов в развитие мощностей. В 2015 г., по данным объединения "Укрметаллургпром", эти инвестиции увеличились на 30% до 8,3 млрд грн. Наиболее активно вкладывались в новое оборудование "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР), "Запорожсталь" и Днепровский МК им. Дзержинского (ДМКД). Президент "Укрметаллургпрома" Александр Каленков в комментарии Delo.UA уточняет, что в ближайшие годы ключевыми направлениями реконструкции отечественной черной металлургии будут дальнейшее освоение ПУТ, строительство установок внепечной обработки стали и эффективного экологического оборудования.
Однако большинство крупных проектов реализуют "под ключ" иностранные машиностроители.
Наглядный пример: в конце лета ММК им.Ильича анонсировал строительство новой МНЛЗ с комплексом другого оборудования (общей стоимостью более $150 млн), большую часть которого поставит консорциум Primetals. В рамках проекта отечественному НКМЗ достанется лишь около $3 млн. "Дали старт важному инвестиционному проекту по реконструкции моталок ЛПЦ-1700. Порядка 80 миллионов гривень мы направляем на приобретение комплекса оборудования для нашего стана", — сообщил в начале сентября гендиректор ММКИ Юрий Зинченко.
ФОТО: Машина непрерывной разливки стали на Днепровском МК корпорации ИСД
Несмотря на то, что небольшие заказы есть практически от всех метзаводов страны, машиностроители констатируют, что внутреннего рынка традиционно недостаточно для их полноценной работы.
Поэтому, например, НКМЗ продолжает работать с Россией, Казахстаном и другими странами СНГ, хотя пытается ослабить свою привязку к постсоветским рынкам. В 2015 г. доля Европы составила в общей структуре продаж 13%, или 384 млн грн, но это на 8,5% меньше, чем годом ранее, сетует в разговоре с Delo.UA предправления — гендиректор компании Геннадий Суков. И добавляет: дальнейшая экспортная дифференциация, включая работу на перспективных западных рынках и выход в новые регионы сбыта (Турция, Иран), принципиально важна для успешной деятельности завода. В целом же экспорт занимает почти 80% в общем объеме реализации в денежном выражении.
А вот ЭМСС в 2015-2016 гг. экспортировала продукцию для металлургии в Германию, Францию, Бельгию, Испанию, Румынию, Польшу, РФ, Индию, ЮАР. Согласно официальной отчетности, у этого предприятия доля экспорта в стоимостной картине сбыта еще больше — 90,3%. Предпринимаются усилия по выходу на новые рынки в Западной Европе, Азии, Северной Америке. Высока доля экспорта и в структуре продаж "Днепротяжмаша" — 80,8% "в деньгах". Правда, это по всей номенклатуре, а не только по метоборудованию. Но данный производитель работает почти исключительно с СНГ.
Несмотря на практически полную остановку вагоностроительного подразделения, мариупольский "Азовмаш" продолжает выпускать продукцию для металлургов. До 70% изделий концерна по-прежнему экспортируется в основном в пределах экс-СССР.
Конкуренты
Впрочем, отечественному метмашу на всех рынках противостоят опытные конкуренты. В экс-СССР это российские Электростальский (Подмосковье) и Иркутский заводы тяжелого машиностроения, Южно-Уральский машзавод (Орск, Оренбургская обл.) и "Уралмаш" (Екатеринбург).
В остальном мире — такие глобальные "хедлайнеры", как Danieli, SMS Demag, Primetals Technologies (результат слияния Siemens VAI и Mitsubishi-Hitachi Metals Machinery), которые присутствуют и на украинском рынке. При этом с мировыми грантами приходится конкурировать и на внутреннем рынке.
Среди актуальных примеров — привлечение Danieli к внедрению ПУТ на АМКР и реконструкции ДП-3 на "Запорожстали". Несколько установок ПУТ были закуплены у европейских компаний Küttner и Paul Wurth. "Импортные поставщики преобладают в более технологичных сегментах, таких, как агрегаты для пылеугольного вдувания. В менее технологичных сегментах ослабление гривны привело к смещению приоритета в пользу внутренних производителей", — детализирует директор торговой компании Corum Ukraine Валерий Крупицкий.
Тем временем импорт металлургического оборудования в Украину в І полугодии составил $11,9 млн, в т.ч. 48,4% — сталелитейное, которое в основном поступало из Китая и Германии. Для сравнения, компоненты для прокатного передела ввозились преимущественно из США, России и КНР, тогда как экспортировались прежде всего в РФ, Словакию и Францию (в общей сложности на $16,6 млн). И это несмотря на то, что в России против прокатных валков из Украины до июня-2019 действует антидемпинговая пошлина в 26%.
Экспорт агрегатов и запчастей для выплавки стали в январе-июне-2016 зафиксирован в $2 млн, 98,1% реализации в этом сегменте пришелся на россиян. Они хоть и сократили закупки, но все равно продолжают использовать продукцию отечественных машиностроителей. Поставки в РФ составили почти $6 млн (например, в 2013-м это было $51,6 млн, в 2015-м — $14,1 млн).
Усилия для удержания
Для сохранения конкурентоспособности украинский метмаш предпринимает посильные меры по обновлению собственных мощностей и расширению номенклатуры. Так, НКМЗ в минувшем году закончил 15-летнюю программу реконструкции. В ее рамках полностью обновлены металлургические, сварочные и обрабатывающие мощности, сообщает Суков. В конце 2015 г. пущена в опытно-промышленную эксплуатацию дуговая электросталеплавильная печь емкостью 15 тонн (ДСП-15) и скоростью плавки 1-1,5 ч, которая заменила две устаревшие ДСП-12. Это уже вторая ДСП, созданная НКМЗ по собственному проекту и без привлечения сторонних средств. В 2008 г. была введена в эксплуатацию ДСП-50, что позволило отказаться от мартеновской выплавки стали. По словам руководителя завода, новая печь решает 2 главные задачи — экономии электроэнергии и увеличения производительности. А повышению качества стали способствует современная футеровка.
Несмотря на этот и ряд других проектов, суммарные вложения завода в производственное развитие в 2015 г. сократились примерно на 12% до 298 млн грн. В 2016-м должны снизиться еще больше, до 206,8 млн грн.
ЭМСС в прошлом году тоже завершила многолетнюю программу технического перевооружения, усовершенствовав литейные и металлургические мощности. Были закуплены новые станки, обновлены ковочные комплексы. За последний год металлурги компании освоили выпуск полого слитка массой 125 тонн для обечаек парогенераторов. Также разработана новая прибыльная надставка для слитка в 355 тонн, освоена механообработка крупногабаритных деталей для судостроения. Все это должно привести к увеличению конкурентоспособности, говорит Delo.UA заместитель техдиректора предприятия по подготовке производства Виталий Станков. "Далее планируем внедрение новых схем футеровки наших сталеразливочных ковшей, плюс улучшение внепечной обработки стали, направленное на рост глубины и скорости десульфурации металла, повышение стойкости ковшей. Будут осваиваться новые конструкционные и инструментальные марки стали", — рассказал топ-менеджер. В целом в 2015-м на обновление мощностей направлено 9,8 млн грн, не раскрыв планы на текущий год.
СКМЗ в текущем году планирует вложить в развитие 2 млн грн. Крупнейшим проектом 2015-16 гг. стало изготовление стана для правки горячепрессованных нержавеющих труб по заказу "Сентравис Продакшн Юкрейн". "Днепротяжмаш" в 2015 г. инвестировал в обновление мощностей 3,5 млн грн, которые в основном пошли на 2 новых компрессора. В дальнейшем предполагается освоить крупногабаритные отливки для коксовых батарей и различные детали доменных печей.
Наконец, группа компаний Corum, которая специализируется на горной технике, в 2016 г. начала осваивать производство деталей для металлургического оборудования (под ключевого клиента, "Метинвест"). "Это новый для нас виток. Пока что речь только о деталях, не о готовых агрегатах. Так, в августе отгрузили Авдеевскому коксохимзаводу звенья ковшовой ленты. В целом сейчас идет активная работа с клиентом: проработано 900 позиций номенклатуры, из них порядка 500 может выпускать наш "Корум Дружковский машзавод", — рассказал Крупицкий. Согласно подсчетам компании, актуальный потенциал внутреннего рынка метоборудования и комплектующих к нему — около $20 млн/год. "Мы присматриваемся к нему; итоги года покажут, насколько нам интересно далее развивать это направление", — осторожно прогнозирует менеджер Corum.
К слову, основные производители металлургического оборудования тоже параллельно выпускают машины для добычи различных полезных ископаемых. По этому поводу Крупицкий отмечает, что в 2015-16 гг. тенденции рынка метоборудования во многом схожи с трендами в сфере горно-шахтной техники. Клиенты урезали закупки нового оборудования и переориентировались на поддержание работоспособности имеющегося парка. Эксперт полагает, что предпосылок для кардинальных изменений в этом плане пока что нет.
Дальнейшая динамика сектора будет зависеть как от глобальных тенденций рынков металла, так и от состояния отечественной экономики, которая может стать ключевым драйвером в росте спроса на металлопрокат. Как результат — обновления оборудования и спроса на продукцию метмаша.
Чистая прибыль предприятий металлургического машиностроения Украины в 2014-15 гг., млн грн
2014 |
2015 |
|
НКМЗ |
353,506 |
952,424 |
СКМЗ |
-14,999 |
23,992 |
Азовмаш |
6,369 |
-8,354 |
Энергомашспецсталь |
-2652,567 |
-3210,126 |
Днепротяжмаш |
1,127 |
13,940 |
Источник: отчетность компаний