НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Мининфраструктуры опубликовало проект закона о речной реформе

Законопроект предусматривает создание Администрации внутренних водных путей, которая будет отвечать за содержание и эксплуатацию государственных объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, за функционирование речных информационных служб и т.д

Министерство инфраструктуры на своем сайте обнародовало проект закона о внутреннем водном транспорте. Документ призван реформировать сектор речных перевозок. Как отметил на своей странице в Facebook замминистра инфраструктуры Владимир Омелян, проект готовился много месяцев с привлечением экспертов Deloitte и общественных активистов.

"Получили довольно качественный продукт, учли требования евродиректив. Надеюсь, что он пройдет быстрое согласование в Кабмине и Верховной Раде, а страна получит наконец прозрачные и системные правила игры на рынке речных перевозок. Что, в свою очередь, запустит ряд важных инфраструктурных проектов и будет стимулировать рост экономики", — отметил Омелян.

Законопроект предусматривает создание Администрации внутренних водных путей, которая будет отвечать за содержание и эксплуатацию государственных объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, за функционирование речных информационных служб (РИС) и другие задачи. При ней будет работать консультативный совет, который возглавит глава этой администрации. Состав этого совета будет формироваться центральным органом исполнительной власти по внутренним водным путям (Мининфраструктуры) ежегодно до 25 февраля.

В него обязательно войдут представители пяти речных портов с наибольшим грузооборотом, пяти судовладельцев с наибольшим размером уплаченных речных сборов (в первый год — с крупнейшими грузо- или пассажиропотоками), представители центральных исполнительных органов власти и представители иных хозяйственных субъектов, которые строят или планируют строить речные порты.

Речной порт (терминал) в законопроекте определен как субъект хозяйствования любой формы собственности, который использует объекты инфраструктуры для стоянки и обслуживания судов, приема и отправки пассажиров, проведения грузовых, транспортных и экспедиционных и иных связанных работ. Тарифы на услуги речных портов являются свободными и формируются на основании договоренностей с клиентами.

К стратегическим объектам инфраструктуры внутренних водных путей отнесены судоходные гидротехнические сооружения, другие гидротехнические сооружения (за исключением причалов, пристаней и операционных акваторий), средства навигационного оборудования и гидрографического обеспечения судоходства, объекты РИС. Упомянутыми объектами, согласно законопроекту, владеет исключительно государство. Государственные причалы могут сдаваться в аренду сроком до 49 лет или быть приватизированы. При этом причалы, предназначенные, в том числе, для стоянки судов, не могут быть приватизированы. Их аренда допускается только при условии сохранения их назначения для стоянки пассажирских судов.

Предусмотрено, что плата с судов за прохождение шлюзов не взимается (сейчас есть), а содержание, ремонт и реконструкция судоходных гидротехнических сооружений и водных подходов к ним возлагается на Администрацию внутренних водных путей за счет владельца гидроэлектростанций Днепровского каскада.

Ставки речного сбора будут устанавливаться в единой европейской валюте национальной комиссией по транспорту. Для украинских судов, не посещающих международные воды, ставки будут зафиксированы в гривне. Малые и спортивные суда освобождаются от уплаты речного сбора. При этом Администрация внутренних водных путей должна создавать аварийный фонд, куда перечисляется до 10% средств речного сбора, собранных за соответствующий год. Эти деньги будут идти исключительно на компенсацию расходов на ликвидацию последствий аварий или аварийных угроз.

Законопроект предусматривает допуск иностранных судов в украинские внутренние водные пути для перевозки как пассажиров, так и груза.

Основой для планирования развития отрасли является Стратегия развития внутреннего водного транспорта, которая опирается на планы развития речных портов, прогнозы о грузопотоках, направления и источники финансирования. Она утверждается Кабмином.