- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Мобилизация коснется коммерческого транспорта
В условиях агрессии со стороны России перед Украиной встают задачи по отражению вероятной интервенции соседнего государства на нашу территорию. Большинство из них — мобилизационного характера.
Напомним, что три дня назад Верховная Рада Украина приняла Закон о частичной мобилизации (№ 4466 от 17.03.2014).
Помимо призыва на мобилизационные сборы, с целью обучения и тренировки граждан Украины из приписного состава, мобилизационные мероприятия подразумевают привлечение для выполнения военных задач грузового транспорта, находящего в госререзрве, на базах хранения техники и в частном пользовании.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaНа условиях анонимности, источники в МО Украины сообщают о том, что уровень боеготовности техники на складах, скажем честно, далеко не 100%. Поэтому привлечение гражданских грузовиков к военным перевозкам не обсуждается. Если Родина прикажет, значит сел и поехал. Ничего нового в практике привлечения грузовиков и иного транспорта в армию нет. Не лишним будет также напомнить, что во времена СССР по всему Союзу работали автокомбинаты и автоколонны двойного назначения — их привлекали к уборке урожая, использовались они и в случае стихийных бедствий. Мобилизационная готовность держалась на высоком уровне, а каждый грузовик был на учете в военкоматах.
Порядок, при котором каждый грузовик считается транспортом "двойного назначения", сохранился и сейчас. При постановке на учет в ГАИ, грузовик регистрируется в военкомате. Правда, реальных случаев привлечения грузовиков или автобусов на сборы за все годы независимости в Украине практически не было.
Примеры реальных задач, решенных местной властью с помощью привлеченного транспорта — эвакуация раненых на автобусах после трагедии на Скниловском аэродроме во Львове и вывоз местных жителей из районов паводков в Карпатах.
Чего же следует ожидать владельцам большегрузного транспорта сейчас в случае объявления "Дня М"?
Начнем с того, что в Украине больше 20 лет действует Закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации" от 21 октября 1993 года №3543-XII (В редакции Законов Украины от 13.05.1999 г. №644-XIV, 22.05.2003 г. №860-IV, 02.03.2005 г. №2435-IV, 06.07.2010 г. №2433-VI, 13.01.2011 г. №2926-VI, 02.10.2012 г. №5404-VI (вступил в силу 01.07.2013 г.), 16.10.2012 г. №5463-VI)
Согласно этому Закону, предусмотрена мобилизация подвижного состава в интересах обороны государства на случай войны.
Этим же законом предусмотрены стимулирующие меры для перевозчиков. В частности, амортизационные отчисления на законсервированные мобилизационные мощности, не используемые в текущем производстве, а также на законсервированную технику и транспортные средства мобилизационного назначения, не осуществляются. Оплата работ по мобилизационной подготовке в мирное время производится в порядке, предусмотренном законами Украины, регулирующими вопросы закупки товаров и услуг для государственных нужд.
Военно-транспортная обязанность компаний перевозчиков подразумевает обеспечение Вооруженных Сил Украины в особый период транспортными средствами и техникой. Она распространяется на центральные и местные органы исполнительной власти, другие государственные органы, а также на граждан владельцев транспортных средств.
В случае объявления мобилизации предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечить доставку техники на сборные пункты и в воинские части, согласно мобилизационным задачам. Граждане также обязаны предоставить при мобилизации здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, собственниками которых они являются, Вооруженным Силам Украины или подразделениям гражданской обороны. При этом предусмотрено возмещение затрат со стороны государства, во что, честно говоря, верится с трудом.
Директор львовской компании "ТР-Транс" Роман Тымчишин считает, что "Никакие дискуссии на эту тему в принципе не возможны. Все расписано в законе. Если мне прикажут, что нужно дать 10 цистерн и 10 тентовых автопоездов, то я их отдам без вариантов. Иначе — расстрел по законам военного времени. В случае же потери автопоезда от огня противника — ну, на войне как на войне. Но надеюсь, что до этого дойдет".
С ним солидарен и продавец коммерческой техники Адрей Даллакян, коммерческий директор Scania Украина "Мы обсуждали со руководством вопрос о возможной мобилизации техники, в том числе и той, что стоит на площадке. В случае, если мобилизация будет происходить по закону, никто противиться не будет. Разумеется, для этого необходимо наличие всех, предусмотренных законами, документов. Наша — это не та, что стоит на учете в ГАИ, а складская. Пока наша техника не стоит на учете в ГАИ, ее не должны забирать. Но привлечение в военных целях складских запасов — дело иное, но до этого, надеюсь, не дойдет".
В любом случае, перевозчикам следует быть готовыми к тому, что их транспорт привлекут к военным перевозкам. В Европе таких случаев уже было немало, и автопоезда, на лобовых стеклах тягачей которых были закреплены таблички, например, KFOR (Kosovo Forces) встречались на дорогах.