НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Морская изюминка Одесского припортового завода

Одесский припортовый завод — последнее азотное предприятие в собственности государства. Но у него есть существенное отличие от других заводов отрасли — терминалы для морской перевалки аммиака и другой химической продукции. Delo.UA выясняло их роль в экономике ОПЗ и перспективы приватизации завода без перевалочных мощностей

Условия и сроки большой приватизации украинских госактивов в нынешнем году менялись чуть ли не ежемесячно. Промежуточным итогом работы Фонда государственного имущества Украины (ФГИ) стало заявление, что процесс, скорее всего, стартует в конце января-начале февраля следующего года. При этом, по словам топ-чиновников, первым объектом, выставляемым на продажу, станет ПАО "Одесский припортовый завод" (ОПЗ, Южный , Одесская обл.). Это последнее, находящееся в госсобственности, предприятие по производству аммиака и азотных удобрений.

Внимание приватизации ОПЗ уделили все ведущие политики страны, начиная от народных депутатов и заканчивая губернатором Одесской области Михеилом Саакашвили.

Но интерес оправдан не ожидаемой суммой от приватизации. В отличие от всех остальных заводов подобного профиля, у ОПЗ имеется особенность — морские терминалы по перевалке аммиака, карбамида и другой химической продукции. "Предприятие очень интересное. Это не только завод, но еще и перевалочный терминал. Это большой бизнес и тут еще можно поспорить, что более прибыльно: терминал или завод?", — заявил во время одной из пресс-конференций председатель ФГИ Игорь Билоус.

Delo.UA решило выяснить, насколько важен этот комплекс для ОПЗ и химической промышленности Украины.

Языком цифр

Согласно официальной отчетности ПАО "Одесский припортовый завод", к концу 2014 года к основным средствам предприятия относились два агрегата по производству аммиака, годовой мощностью 450 тыс. тонн каждый, и два агрегата по производству карбамида мощностью 330 тыс. тонн в год каждый. В 2014 году было произведено 915 тыс. тонн аммиака, 604 тыс. тонн карбамида и 17,4 тыс. тонн жидкой углекислоты.

Кроме того, среди активов ОПЗ выделялись перевалочные комплексы:

— по перевалке аммиака мощностью 4 млн т в год со складом на 120 тыс. т;

— комплекс по перевалке карбамида мощностью 3,6 млн т в год со складом на 80 тыс. т;

— комплекс по перевалке метанола мощностью 1 млн т в год со складом на 38 тыс. т.

Объем перевалки по итогам прошлого года: 3047 тыс. т аммиака, 747 тыс. т карбамида и 155 тыс. т метанола.

То есть мощности по производству аммиака в три раза меньше мощностей по перевалке. Это объясняется простым фактом: ОПЗ — конечная точка уникального аммиакопровода Тольятти-Горловка-Одесса, построенного во времена СССР. Он соединяет несколько крупных химических предприятий России и Украины. В частности, к трубопроводу подключены ОАО "Тольяттиазот" (Тольятти, РФ), ОАО "Минудобрения" (Росошь, РФ, с 2005 года) и ПАО "Концерн "Стирол" (Горловка, Украина). Также ранее была организована подвозка аммиака железнодорожным транспортом с ПАО "Северодонецкое объединение "Азот" (Северодонецк, Украина) до "Стирола". Сейчас оба украинских предприятия, подключенных к системе, простаивают.

Более 10 лет назад рассматривалась возможность строительства ответвления к ПАО "Днепроазот" (Днепродзержинск, Украина). Однако собственники предприятия так и не решились на прокладку дополнительной ветки к трубопроводу, проходящему в 20 километрах от завода.

Также осуществляется доставка аммиака с других предприятий к ОПЗ. "Железнодорожным транспортом аммиак для перевалки доставляется с "Днепроазота", "Азота" (Черкассы) и "Ривнеазота", — рассказывает руководитель проекта "Инфоиндустрия" Дмитрий Гордейчук. Это подтверждают и на самом заводе. По данным предприятия, "На протяжении многих лет ОПЗ перегружает химическую продукцию, которая производится на предприятиях Украины (Черкасский "Азот", "Днепроазот", "Стирол", "Северодонецкий Азот", "Ривнеазот") и России ("Тольяттиазот", "Минудобрения" и других)". При этом на заводе уточняют, что на данный момент часть украинских производств остановлена, что вызвало резкое снижение объемов перегрузки отечественной продукции.

Интерес к перевалке именно в Южном объясняется достаточно просто. Это один из трех вариантов морского экспорта аммиака в восточной Европе. Второй подобный терминал функционирует в Латвии — АО "Вентамоньякс" (Вентспилс). "Мощность терминала в Вентспилсе до 2 млн. т. Владелец контрольного пакета акция — российская группа "Уралхим", — говорит Гордейчук.

Эти два терминала были построены еще во времена СССР. А в 2009 году в эстонском порту Силламяэ начало работу АО Baltic Chemical Terminal мощностью 1 млн т аммиака в год. Предприятие входит в состав группы "Акрон" — крупного российского производителя аммиака.

В России подобных мощностей нет. Гордейчук вспоминает, что несколько лет назад строительство подобного терминала там начинали, однако проект в Темрюкском районе Краснодарского края в составе проекта "Порт Тамань" не был закончен, основной инвестор — "Тольяттиазот" — так и не смог довести его до логического завершения. Но сейчас в РФ вновь вспомнили о нем.

Стоит отметить, что во всем мире существует лишь около 10 экспортных комплексов по морской перевалке аммиака. Это объясняется достаточно просто: строительство целесообразно лишь в странах-крупных добытчиках природного газа.

Где выгода?

В "Одесском припортовом заводе" на запрос Delo.UA ответили, что около 94% доходов ОПЗ составляет выручка от реализации собственной продукции, а доходы от оказания услуг по перегрузке химической продукции, как правило, составляют около 6%.

Возможно, это объясняется низкими тарифами на перевалку? Еще не так давно этот показатель действительно был чуть ли не в два раза ниже, чем у прибалтийских конкурентов. Однако по словам Дмитрия Гордейчука, стоимость услуг перевалочного комплекса ОПЗ в последнее время существенно увеличилась.

В ОПЗ, который на 100% принадлежит государству, говорят, что в настоящее время ставки на услуги по приему, хранению и отгрузке химической продукции в морские суда, оказываемые предприятием, устанавливаются на договорной основе. При этом уточняют, что ставка на эти услуги находится под контролем Министерства экономического развития и торговли Украины.

Точное значение тарифа — закрытая информация, но по данным Delo.UA, сейчас он колеблется от $16-18 до $20 за тонну грузов.

Может ли такой порядок измениться после приватизации? "В проекте конкурсных условий предусмотрено, что после приватизации изменение стоимости услуг по приему, захолаживанию, хранению и отгрузке в морские суда аммиака будет возможно только по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Украины", — ответили в ОПЗ на запрос Delo.UA.

А вот перегрузка карбамида производится и другими предприятиями в портах Украины, что приводит к конкуренции и рыночному регулированию ставок на эту услугу.

Отделить неотделяемое

Ранее украинским правительством рассматривался вопрос реструктуризации завода с передачей цехов по перевалке и хранению аммиака в пользу ГП "Укрхимтранаммиак" (УХТА, управляет частью аммиакопрвода Тольятти-Горловка-Одесса, проходящей по территории Украины). Тогда этого не произошло и, вероятнее всего, эта попытка имела лишь политические основания. Ведь перевалочный комплекс и часть трубопровода намертво интегрированы в структуру ОПЗ.

Вопрос о подобной реструктуризации завода изучался Фондом государственного имущества в 2005 году на основании решения Кабмина. В результате были написаны 9 томов технико-экономического обоснования "Украинского Государственного научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза". В исследовании пришли к выводу, что по экономическим и социальным показателям реструктуризация завода нецелесообразна. Более того, годом ранее было создано еще одно юридическое препятствие для раздела имущества. В июне 2004 года в процессе превращения государственного предприятия в акционерное общество имущество перевалочных комплексов вошло в уставный фонд акционерного общества "ОПЗ". На размер уставного фонда был проведен выпуск акций, которые в данный момент находятся в собственности государства в лице ФГИ (более 99,5%) и других акционеров.

"Приватизировать предприятие без комплексов по перевалке химической продукции невозможно, поскольку ОПЗ был спроектирован, строился, модернизировался и эксплуатируется как целостный технологический производственно-перевалочный комплекс для производства аммиака, карбамида и другой химической продукции собственного производства и других предприятий", — ответили на запрос Delo.UA в ОПЗ. На предприятии объясняют, что производство, хранение, перевалка, подготовка, отгрузка на экспорт химической продукции составляют непрерывный единый технологический процесс. Он проходит в едином производственном комплексе оборудования, агрегатов, систем, где общей для всего завода является система ресурсообеспечения. Речь о снабжении электроэнергией, газом, водой, обеспечением паром и теплофикационной водой и другими ресурсами.

Можно ли говорить о риске недопуска других производителей аммиака к мощностям по перевалке после приватизации? "В проекте конкурсных условий предусмотрено сохранение существующих видов деятельности ОПЗ", — напоминают на предприятии. С учетом того, что мощности по перевалке существенно превышают производственные возможности, новые собственники завода будут заинтересованы в сохранении сотрудничества со всеми контрагентами.

Более того, уже сегодня чиновники намекают, что в случае успешного управления этим активом, инвестор может существенно расширить свое присутствие в украинском бизнесе. Речь о допуске к мощностям ГП "Укрхимтрансаммиак", которое пока еще входит в число стратегических предприятий и не подлежит приватизации. "Если у нас будет хороший инвестор западный, например Yara, или американцы, или арабы… Кто угодно, кто грамотно будет управлять ОПЗ! Почему бы им не передать в управление "Укрхимтрансаммиак"?" — сказал глава ФГИ Игорь Билоус в июле 2015 года, добавив, что у этого предприятия достаточно простая экономика, которая понятна и легко просматривается.