НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Мы не намерены полностью вытеснять Россию с украинского ядерного рынка — Westinghouse

Сможет ли Украина снизить зависимость от российского ядерного топлива с помощью американских поставщиков?
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Украина еще в начале 2000-х предприняла попытку разнообразить поставщика ядерного топлива для собственных электростанций. Партнером в данном проекте стала американская компания W estingh o use – один из мировых лидеров по производству ядерного топлива. Но в 2012 году американские топливные сборки были фактически запрещены к использованию — из-за технологических проблем, возникших в процессе эксплуатации. Позже, после нескольких экспертиз и доработок, американцы вернулись на ядерный рынок Украины. О том, как видят сотрудничество с украинским оператором АЭС — НАЭК "Энергоатом" — в американской компании, мы поговорили с Майклом Кирстом, вице-президентом Westinghouse. Интервью получилось пространным, потому мы решили разделить его на два выпуска (второй выйдет завтра, 24.06). В первой части мы обсуждали проблемы и преимущества западного топлива и возможность покорения американцами европейского рынка. Во второй же Майкл поделился планами участия в развитии украинского рынка ядерного топлива посредством участия в строительстве собственного завода по производству топливных сборок. Но обо всем по порядку.

Как развивалось сотрудничество между НАЭК "Энергоатом" и W estingh o use?

Наше сотрудничество стартовало примерно с 2000 года и длится уже почти 15 лет. Наш проект доказал возможность Украины получить альтернативные поставки ядерного топлива и был поддержан правительствами разных стран в течение всего периода сотрудничества. Сейчас мы получили дополнительные возможности благодаря перезаключению контракта.

Сможет ли ваша компания , помимо диверсификации поставок , полностью обеспечить потребности Украины в ядерном топливе ?

Сегодня мы не в состоянии это сделать, необходимы будут дополнительные инвестиции и обязательства со стороны получателя. Наш недавний контракт с "Энергоатомом", подписанный в апреле, предусматривает поставки топлива только для 2 ядерных реакторов. Это очень небольшой процент от общего объема рынка. Хотя, в целом, мы в состоянии полностью покрыть потребности Украины в ядерном топливе. Но только если Украина захочет этого.

Допустим , Украина захочет полностью перейти на американское топливо . Какой объем инвестиций потребуется с вашей стороны ?

Для начала нам необходимо подтверждение таких планов, после этого мы будем инвестировать. Наша компания не рассчитывает, что Украина будет вкладывать свои средства — мы готовы это делать сами. Но в первую очередь, украинский проект — это возможность стать альтернативным поставщиком, а не заместить российское топливо.

Насколько мне известно, ваш завод в шведском Вестеросе не полностью загружен. Какое количество топлива он производит в данный момент?

Завод в Вестеросе может производить до 900 тонн ядерного топлива в год; в настоящее время мы производим около 500-600 тонн. Однако у нас есть две дополнительные производственные площадки. Одна в Великобритании (около Манчестера), и еще одна в Испании. Мы можем перемещать свои производственные мощности, однако именно шведский завод изначально предназначен для производства ядерного топлива "российского" дизайна, и именно оттуда мы поставляем топливо в Украину.

Вопрос в логистике ? Или есть другие факторы ?

В логистике в том числе, но в основном это вопрос технологии и подготовки кадров. В настоящее время только операторы завода в Вестеросе являются экспертами в этой части.

Вы рассматриваете украинский контракт как способ выйти на европейский рынок топлива российского дизайна?

В какой-то степени. Но за пределами Украины, в ЕС, подавляющее большинство атомных электростанций российского дизайна имеют реакторы типа ВВЭР-440. Они меньше, нежели преобладающие в Украине ВВЭР-1000. У них несколько отличается дизайн топлива. В прошлом мы прорабатывали этот вопрос и готовы в случае необходимости наладить поставки этого топлива в ЕС.

Не так давно Европейская комиссия приняла меморандум по безопасности поставок, который предусматривает необходимость для всех стран, имеющих реакторы российского типа, немедленно начать работу над диверсификацией поставок топлива — из-за существующей монополии со стороны российского производителя топлива (ОАО "Топливная компания "ТВЭЛ", входящая в состав госкорпорации "Росатом" — Ред.). Украина уже начала этот процесс диверсификации, который теперь будет воспроизведен в остальной части Европы.

Как подобные изменения повлияют на вашу компанию? В финансовой части.

Westinghouse является крупнейшим производителем ядерного топлива в мире. Мы делаем топливо для трех континентов. И даже со значительным присутствием российского топлива на рынке реакторов советского типа у нас все равно есть свой процент. Подобная инициатива в ЕС не даст нам подавляющего преимущества.

То обязательство, которое мы дали Украине много лет назад, дало нам возможность стать реальной альтернативой и партнером для вашего государства. Это дало Украине возможность выбора. В некоторой степени это руководило нами в большей мере, нежели исключительно экономические причины.

Если мы представим себе ситуацию, что вам необходимо будет обеспечить поставки топлива российского дизайна всем реакторам в Европе, функционирующим на нем, сможете ли вы предоставить необходимые объемы и в течение какого срока?

В Европе в общей сложности? Теоретически возможно, но это займет много времени и много инвестиций.

Сколько ?

ВВЭР-440 — это другой тип реактора, нежели те, с которыми мы сейчас работаем в Украине. И расчеты здесь будут работать другие.

Но у нас есть два ядерных реактора этого типа (на Ровенской АЭС).

Верно. В Европе их гораздо большее количество. Так что для нас это займет, вероятно, 2-3 года, чтобы получить возможность добраться до точки, где мы можем обеспечить полное покрытие рынка. В плане инвестиций это потребует несколько миллионов долларов, поскольку необходимо обновить наши мощности и увеличить возможность выпуска топлива. Но мы могли бы сделать это. Однако я не думаю, что это вероятный вариант развития событий. Это требует времени, например, с точки зрения лицензирования. Регуляторы рынка топлива в каждой из европейских стран занимаются проверкой дизайна топлива и часто это занимает 2-3 года.

Говоря о регулировании рынка в Украине, в 2012 году украинские пользователи столкнулись с проблемами в использовании топлива Westinghouse в украинских реакторах, и в течение двух лет оно было запрещено. Что было в основе этой проблемы?

В основе этой проблемы было неудачное использование "Энергоатомом" топлива производства ТВЭЛ одновременно с нашим. Были обнаружены деформации, что привело к некоторым сбоям. Российское топливо, к сожалению, деформировалось, причиняя вред нашим топливным сборкам. Ни одна из этих царапин на нашем топливе не представляет реальной опасности. Но из-за подобных событий у нас появилась обеспокоенность по поводу попыток использования двух видов топлива в одно и то же время и их совместной корректной работы.

Мы только что получили еще одно уведомление от регулятора (ГИЯРУ — Ред.), что наше топливо в настоящее время считается полностью функциональным, безопасным и готовым к работе

Проблема была именно в российском топливе?

Верно.

Правда ли, что Westinghouse в начале 90-х скопировал дизайн российского топлива? На рынке периодически появляются слухи о том, что ваша компания разобрала одну из топливных кассет, провела исследование, и благодаря ему получила возможность производить собственное.

Если бы это было так, что наше топливо вело себя так же, как российский аналог. Но это не так — они функционируют несколько по-разному.

В чем разница?

Прежде всего, оно не деформируется. Российская конструкция на самом деле сильно отличается от нашей. "Энергоатом" скажет вам то же самое. Их топливные сборки более жесткие. Наш дизайн фактически является производной от западных топливных конструкций типа, которые мы сделали в Чешской Республике. Действительно, у нас были проблемы с конструкцией сборки для Чехии — топливо не работало достаточно хорошо, поскольку мы пытались дублировать западный дизайн для реакторов российского типа. Мы учли это и создали топливо на базе американских технологий с учетом российских характеристик реактора. Сейчас это топливо работает даже лучше, чем "родное".

Для нас это был процесс обучения. Ошибочно пытаться использовать американский дизайн топлива в реакторах российского типа.

В чем заключается главная разница между вашим и российским топливом? Я слышала, что ваши сборки топлива не имеют отверстия внутри. И это делает более эффективным топливо, поскольку количество урана внутри больше, соответственно, мощность больше. Но и цена так же выше…

Да, именно так. Благодаря этому количеству урана в реакторе мы в состоянии увеличить его мощность на 4-5%, нежели при использовании российского топлива.

При полной загрузке?

Да. И это действительно нивелирует любую разницу в цене. Я не уверен, что наше топливо дороже, чем у россиян. Даже если это так, благодаря повышению эффективности это дает меньшую финансовую нагрузку на "Энергоатом".

Что касается европейских АЭС, после украинских исследований вашего топлива (и до пуска его к работе на наших АЭС) они смогут увидеть, что ваше топливо не является проблемным, и смогут покупать американское топливо без опаски. Рассчитываете ли вы в ближайшее время на контракт с чешской электростанцией Темелин или венгерской Пакш, которые работают сейчас на российском топливе?

Еврокомиссия обязала эти страны начать переговоры, чтобы диверсифицировать свои поставки топлива. Так как Westinghouse является единственным производителем топлива российского типа, кроме ТВЭЛ, естественно, они будут обращаться к нам в ближайшие недели и месяцы. Мы надеемся, что у нас будет возможность обслуживать эти рынки. Потому что везде в мире есть по крайней мере два или три поставщика ядерного топлива.

Повлияют ли возможные санкции против РФ на рынок ядерного топлива?

Я не хотел бы комментировать политические вопросы. В настоящее время нет никаких санкций в отношении российских топливных компаний, и мне не известно о каких-либо планах в этом отношении. Европа сейчас сильно зависит от поставок российских энергоносителей, в части ядерной энергетики — тоже.

Поговорим о деньгах. Какой процент выручки вы ожидаете получить в текущем году благодаря украинскому контракту? Это будет тот же объем, как несколько лет назад — 100 млн долларов в год?

Я не могу разглашать эту информацию.

Но мы знаем , сколько Украина платит за ядерное топливо .

И да, и нет. Когда мы говорим о поставках топлива, необходимо учитывать обогащение урана, сырья, которое внутри ядерного топлива. Мы обеспечиваем только производство самой тепловыделяющей сборки, которая вставляется в активную зону реактора, а не обогащение урана. Так что все зависит от того, как Украина закупает обогащенный уран. Мы даем возможность диверсификации поставок топлива.

Вы используете украинский уран в топливе ?

Мы можем это делать. В Украине есть месторождения урана, однако Украина обогащает свой уран в России и затем получает его обратно. Это же можно делать в компаниях в США или в Европе. У нас нет таких мощностей. Но этим могли бы заниматься другие компании в Великобритании, Нидерландах, или Франции, или США. Таким образом, есть много возможностей для Украины диверсифицировать эту часть процесса тоже. И, наконец, мы считаем, что наше присутствие в Украине приносит новые технологии, разные подходы, и позволяет не только разнообразить топливо, но разнообразить технологии технической базы Украины.