НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,65

41,59

EUR

45,45

45,30

Крупнейшие производители электрооборудования в Украине

Петр Порошенко на запуске завода электронных автокомпонентов
Петр Порошенко на запуске завода электронных автокомпонентов
Украинское машиностроение всегда имело сильные позиции в производстве электрооборудования, однако в последние годы в этом секторе все большую роль играют иностранные инвестиции. Кто же стал крупнейшим производителем электрооборудования в 2015 году?

Крупные предприятия, производящие электрооборудование, в последние годы переживают непростые времена. У многих из них, в частности у "Запорожтрансформатора" и "Электротяжмаша", сбыт был ориентирован на рынок стран Таможенного союза и охлаждение отношений с РФ привело к катастрофическому сокращению продаж. Как результат стартовал процесс трансформации географии сбыта, пишет журнал "Топ-100. Рейтинги крупнейших. 500 крупнейших производственных компаний Украины". На первые роли вышел внутренний рынок, а если быть более точными — инвестиции энергетических и транспортных госпредприятий, направленные на обновление основного оборудования и инфраструктуры.

Одним из наиболее заметных событий последних полутора лет стал скандальный тендер ГП НЭК "Укрэнерго", который должен был состояться летом 2015 года. Тогда госкомпания планировала закупить 37 трансформаторов на 2,1 млрд грн. Как выяснили СМИ, победителем без конкуренции мог стать "Запорожтрансформатор" Константина Григоришина. При этом стоимость оборудования была завышена почти на 80%. Итогом скандала стала отмена первого тендера и проведение повторного, с несколькими участниками. Несмотря на то, что победителем вновь стал ЗТР, "Укрэнерго" смогло добиться существенной экономии: сумма сделки по 22 единицам оборудования в итоге снизилась с ожидаемых 2,1 млрд до 0,9 млрд грн.

Весьма вероятно, что и для других крупных производителей электрооборудования спасительными станут заказы госкомпаний, таких как "Энергоатом", "Укрзализныця" и т.д. Определенную поддержку окажут и частные промышленные холдинги. Тот же "Электротяжмаш" может стать одним из участников программы обновления парка тепловозов и электровозов "Укрзализныци", так как является крупным производителем тягового оборудования.

Новый виток

Тем временем в Украине уже появился новый масштабный сегмент экономики — производство электрических компонентов. Из-за особенностей логистики и сбыта практически все предприятия создаются иностранными инвесторами на территории Западной Украины.

Только в текущем году были открыты две масштабные промплощадки. Японская компания Fujikura весной запустила "Фуджикура Аутомотив Украина Львов". Ожидается, что на этом заводе по производству автокомпонентов будет работать около 3 тысяч человек. А вот австрийская Kromberg & Schubert открыла уже второе предприятие такого же профиля — около Житомира. Первый украинский завод холдинга работает в Луцке. В него было инвестировано 11,5 млн евро, на предприятии работает около 5,5 тыс. человек. Практически столько же будет трудоустроено и на житомирской площадке.

Немецкая компания Leoni анонсировала строительство второго предприятия в Украине. Завод должен появиться в Коломые Ивано-Франковской области. На первом этапе строительства инвестиции в проект оцениваются в 15 млн евро. К 2021 году, согласно оптимистическим планам, количество работников превысит 8 тысяч человек. Предприятие Leoni во Львовской области на 6 тыс. рабочих мест функционирует с 2003 года.

И это далеко не единичные случаи. Все большее количество международных и восточноевропейских производителей обращают внимание на Украину. И им есть с кого брать пример, ведь отдельные предприятия работают в Украине по десять и более лет. Причем они производят не только кабельные жгуты для автомобильной промышленности Восточной Европы, но и, например, компоненты и платы для портативной электроники.

Постепенно в Украине формируется новый пласт предприятий, через которые в нашу страну привносятся западная и восточная корпоративные культуры. Идут инвестиции, поступает оборудование, повышается квалификация местного населения. Причем для небольших городов Западной Украины это крупные работодатели со средней заработной платой, существенно превышающей региональный уровень.

Их главный недостаток — работа по давальческим схемам, которая не дает масштабного эффекта для экономики страны, хотя во внешнеторговом балансе экспорт, например, кабельных систем и импорт полуфабрикатов для них все более заметны.

Присутствие иностранных инвесторов — позитивный сигнал для других международных компаний и холдингов. Не исключено, что уже в ближайшие годы в Украине появятся заводы, производящие электрооборудование, например, для проектов энергоэффективности, которое может в больших объемах потребляться в Украине. Но это уже следующий шаг развития нашего общества и экономики.