НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,80

43,50

Nabucco пройдет первое испытание

Проект трубопровода Nabucco, предназначенного для транспортировки газа из Прикаспия в страны Евросоюза, в понедельник должен пройти первое серьезнейшее испытание. В этот день должно быть подписано официальное соглашение между государствами, через которые
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

трубопровода Nabucco, предназначенного для транспортировки газа из Прикаспия в страны Евросоюза, - он уже получил название энергетического 'нового Великого шелкового пути' - в понедельник должен пройти первое серьезнейшее испытание. В этот день должно быть подписано официальное соглашение между государствами, через которые должна пройти эта 'нитка' протяженностью в 3300 километров.

Об этом сообщает Financial Times.

Эту весьма амбициозную затею, однако, сопровождают политические дрязги: к примеру, Турция, откуда трубопровод берет свое начало, требует для себя 15% газа, который будет прокачиваться через Nabucco. Похоже, однако, что сторонам удалось найти компромисс, позволяющий выйти из тупика, и Анкара все же подпишет межправительственное соглашение, необходимое для реализации проекта.

Разразившийся в январе этого года кризис, вызванный газовым спором между Россией и Украиной, придал Nabucco особую актуальность, укрепив убежденность европейских потребителей в необходимости альтернативных маршрутов и источников газовых поставок. Многие представители энергетического сектора Европы и официальные лица теперь полагают, что проект скорее всего будет реализован.

Читайте также: Ющенко пообещал участие Украины в проекте Nabucco>>>
Экономическая привлекательность мала?

Однако коммерческие перспективы Nabucco по-прежнему неясны: это связано с дефицитом необходимых для него объемов газа и конкуренцией со стороны более дешевых проектов. Для сооружения газопровода скорее всего потребуется дополнительная поддержка со стороны стран-участниц и руководящих органов ЕС.

Межправительственное соглашение должно быть подписано в Анкаре пятью странами-транзитерами: Турцией, Австрией, Венгрией, Румынией и Болгарией. Энергокомпании этой 'пятерки', наряду с немецкой RWE, и составляют консорциум для осуществления проекта Nabucco.

Турция требует для себя права закупки 15% проходящего через Nabucco газа для использования внутри страны или реэкспорта. Однако источник в правительстве этой страны утверждает, что Анкара не будет настаивать на включении этого положения в межправительственное соглашение. Вместо этого Турции были обещаны другие гарантии надежности газоснабжения, в частности, связанные с возможностью перекачивать 'голубое топливо' по этому трубопроводу в обоих направлениях, с тем, чтобы Турция могла воспользоваться запасами, накопленными в газохранилищах стран ЕС.

Но если политики, кажется, договорились, то экономические аргументы в пользу Nabucco, оправдывающие инвестиции в размере 8 миллиардов евро (11 миллиардов долларов, 7 миллиардов фунтов), найти труднее.

Читайте также: WSJ: Проект газопровода Набукко под сомнением>>>
Со спросом проблем не будет. Еще год назад компании, заинтересованные в использовании поставок через Nabucco, подали необязывающие заявки на все объемы, которые позволит транспортировать его пропускная способность сразу после ввода в эксплуатацию (это произойдет самое раннее в 2013 г.). Куда труднее ответить на другой вопрос: где взять газ, чтобы заполнить эту 'трубу'? Единственная страна, которая гарантированно сможет предоставлять 'голубое топливо' для Nabucco сразу же после его вступления в строй - это Азербайджан. В ближайшие несколько лет он начнет добычу на крупном месторождении 'Шах Дениз-2'.

На этот же газ, однако, претендуют также Россия, Турция и два других планируемых газопровода, связывающих Грецию с Италией - Соединительный трубопровод 'Турция-Греция-Италия' (ITGI), и Трансадриатический трубопровод (TAP). Умберто Куадрино, глава Edison - итальянской энергокомпании, поддерживающей ITGI - утверждает: 'Этот проект реализовать гораздо проще. Nabucco намного сложнее технически, и требует куда больше газа для заполнения'. Через ITGI должна осуществляться поставка в Италию 8 миллиардов кубометров газа в год, а планируемая максимальная пропускная способность Nabucco составляет 31 миллиард кубометров в год.

Многообещающим потенциальным источником газа для Nabucco является Ирак: в мае венгерская фирма Mol и австрийская OMV - обе они входят в консорциум Nabucco - заявили о планах по вложению 8 миллиардов долларов в разработку газовых месторождений иракского Курдистана. Другим таким источником может стать Туркменистан - там имеются большие запасы 'голубого топлива', и к тому же у этой страны возник газовый конфликт с Россией. Однако для этого необходимо будет решить проблему транспортировки газа через Каспийское море.

Читайте также: Туркменистан не дал добро для Набукко>>>
Тем не менее, если ITGI будет дан 'зеленый свет', Nabucco лишится самого доступного, дешевого и ближе всего расположенного источника поставок.

В случае реализации проект Nabucco станет стимулом для новых инвестиций в газодобычу, так что со временем проблема его заполнения скорее всего будет решена. В то же время такое развитие событий означает, что ему много лет придется работать не на полную мощность. Однако по мнению Джонатана Стерна из Института энергетических исследований при Оксфордском университете, у стран ЕС, возможно, хватит политической воли, чтобы на это пойти. 'Правительства европейских стран просто должны убедить свои энергокомпании поддержать Nabucco, - отмечает он. - Они скажут: "Речь идет о проверке на прочность единой европейской энергетической политики и европейской солидарности, и вы должны оказаться на высоте''.

Что ждет газопровод в дальнейшем

Разработка межправительственного соглашения - лишь первый шаг на пути к окончательному решению по Nabucco. Следующими шагами станут:

- Подготовка технической части проекта, которая станет основой для его экологической оценки

- Подписание соглашений с газораспределительными компаниями, обеспечивающих заполнение 'трубы'. Эти фирмы постараются заключить соответствующие сделки со странами-поставщиками: на первом этапе речь, скорее всего, пойдет об Азербайджане, Ираке и Египте, а на втором - о Туркменистане

- Обеспечение финансирования. Еврокомиссия обещает выделить 200 миллионов евро (280 миллионов долларов, 170 миллионов фунтов) в качестве финансового стимула, но это лишь малая часть оценочных расходов на проект: они должны составить примерно 8 миллиардов евро. Европейский инвестиционный банк, по словам его представителей, готов профинансировать до 25% расходов, т.е. предоставить еще 2 миллиарда евро. Заручиться инвестициями коммерческих структур будет сравнительно нетрудно после того, как предварительные заказы обеспечат полное заполнение трубопровода, поскольку плата за транзит газа представляет собой надежный источник дохода. Проблема заключается в том, чтобы найти требуемые объемы газа.

Когда все эти вопросы будут решены, утверждают участники консорциума Nabucco, они будут готовы к принятию окончательного решения об инвестициях: скорее всего это случится в первом квартале будущего года.

После этого предстоит подписание контрактов с подрядчиками, поставщиками стальных труб и других материалов. Само строительство может начаться в будущем году.