- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Намусорили: Можно ли заработать на переработке бытовых отходов в Украине
По разным оценкам, от 4% до 7% территории Украины — мусорные свалки. Согласно данным Государственной службы статистики, население и предприятия ежегодно "производят" около 350 млн тонн отходов. В среднем каждый украинец, живущий в многоквартирном доме, выбрасывает около 350 кг мусора в год, а проживающие в частном доме — около 450 кг (данные Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ)). Таким образом, по состоянию на конец 2014 года в Украине накопилось более 12 млрд тонн мусора.
При этом перерабатывается или сжигается не более 5% отходов в год, оставшийся мусор попросту захоранивается. В лучшем случае — на официальном полигоне, в худшем — отправляется на стихийные свалки. Причина банальна: выбросить дешевле, чем утилизировать.
По данным Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, в 2015 году, согласно утвержденному НКРЭКУ тарифу, бюджетные организации должны были платить за переработку мусора 46 грн/кв. м, а за захоронение — лишь 14 грн/кв. м. Для других организаций тариф составлял 53 грн/кв. м и 16 грн/кв. м соответственно. Таким образом, у инвесторов нет стимула вкладывать средства в строительство мусороперерабатывающих мощностей в Украине, ведь из-за существующих тарифов намного выгоднее захоранивать мусор на полигонах.
"Никто не будет строить отрасль в стране, где выбросить стоит дешевле, чем переработать", — сетует Игорь Тынный управляющий партнер компании IVT Investments, которая в 2012 году рассматривала возможность строительства двух мусороперерабатывающих комплексов под Киевом.
Чистюли
По всей Украине насчитывается более 6 тыс. официальных мусорных полигонов, которые занимают площадь свыше 9 тыс. га. Еще около 30 тыс. полигонов — стихийных свалок — работают по-черному. Их существование можно объяснить "экономической целесообразностью" — недобросовестным компаниям, занимающимся вывозом мусора, дешевле вывезти отходы на неофициальный полигон, заплатив за захоронение существенно меньше утвержденного государством тарифа, а иногда и вовсе оставить мусор в лесу или поле.
"Компании получают деньги за вывоз мусора, и их экономическая эффективность в том, чтобы дешевле его захоронить", — поясняет председатель правления "Киевспецтранса" Андрей Грущинский. По оценкам экспертов, только в столице 40% рынка вывоза отходов находятся в тени, ведь разница в стоимости захоронения на официальной и нелегальной свалках может отличаться вдвое. Как признает один из участников рынка, зачастую такие свалки патронируются местными властями. "Во многих небольших городах нелегальные свалки — единственный способ утилизации отходов, и мэры с горсоветами вынуждены закрывать глаза на нарушения, потому что на цивилизованный полигон у них просто нет денег", — говорит директор одной из компаний, занимающихся вывозом мусора.
По данным Минрегионстроя, в 2015 году на рынке Украины работали 1078 предприятий, предоставлявших услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Из них абсолютное большинство (824 полностью, а 20 частично) находились в коммунальной собственности и только 235 — в частной. Этот сектор трудоустроил около 19 тыс. работников. Согласно официальным подсчетам Госстата, объем этого рынка на конец 2014 года оценивался в 2,3 млрд грн.
Крупнейшими компаниями на рынке являются харьковское коммунальное предприятие "Комплекс по вывозу бытовых отходов", "Фирма Альтфатер Киев" (входит в "Veolia Enviromental Services Украина"), криворожский "Экоспецтранс", днепропетровский "Днепрокоммунтранс", одесский "Союз", а также такие столичные компании, как "Володар Роз", "Селтик" (принадлежит Remondis), "Ремондис Украина", "Спецкоммунтехника", "АТП Шевченковского района" и ЧАО "Киевспецтранс", которое занимает около 30-35% рынка Киева. Помимо услуг по вывозу бытовых отходов, компании занимаются вывозом строительного мусора, сезонных отходов, продают и сдают в аренду мусорные контейнеры, а также занимаются реализацией оборудования и спецтехники.
Мусора бывает мало
Несмотря на работу на рынке более 1000 компаний по вывозу мусора, его утилизацией занимается "чуть больше" чем одно предприятие — мусоросжигательный завод "Энергия" в Киеве (с 2001 года им управляет компания "Киевэнерго"), мусоросжигательная установка в Люботине (Харьковская область) и две передвижные мусоросжигательные установки в Харькове (в то же время лидерами по "производству" мусора являются Днепропетровская и Кировоградская области). В 2014 году эти предприятия сожгли всего около 900 тыс. тонн мусора, что составляет менее 1% всего "произведенного" в стране мусора.
Еще 4% всего мусора отправляется на вторичную переработку. Для этих целей в Украине работают 17 предприятий по переработке макулатуры, 35 предприятий по переработке полиэтиленовых бутылок и полимерных материалов, 27 предприятий по переработке стеклобоя.
Реализация вторсырья — прибыльный бизнес. Например, тонна очищенного мусора со стопроцентным содержанием пластика стоит на мировом рынке около тысячи евро, а изделий из пластмассы в городских отходах — около 60%. В Украине за тонну использованной тары можно получить около 5 тыс. грн.
Абсурдность ситуации в том, что при переизбытке мусора в Украине предприятия по утилизации отходов загружены лишь на 40% — сырья не хватает. Шутка ли, для загрузки предприятий их владельцам в 2014 году пришлось импортировать (!) 410 тыс. тонн отходов. Виновата в этом отсутствующая в Украине культура сортировки мусора. По информации Минрегионстроя, по состоянию на 2015 год в Украине работало только 20 мусоросортировочных линий в 15 населенных пунктах: Киеве (6 сортировочных линий), Виннице, Днепропетровске, Запорожье, Черновцах, Переяслав-Хмельницком, Червонограде, Чугуеве, Белой Церкви, Буче, селах Плебановка Тернопольской области, Погреба Киевской области, Елиховичи Львовской области, Абрикосовом и Доброжановом Одесской области. Стоимость одной станции — около 4-5 млн евро (к слову, стоимость мусоросжигательного завода — 200–300 млн евро). Срок окупаемости — 8-10 лет.
Компании, занимающиеся вторпереработкой, уверяют: ситуацию можно легко исправить, достаточно лишь приобщить к сортировке отходов население. В настоящее время контейнеры для раздельного сбора бытовых отходов и мусоровозы, которые забирают отдельно контейнеры с ресурсоценными компонентами бытовых отходов, есть только в 398 населенных пунктах Украины. И это несмотря на то, что закон, предусматривающий обязательный раздельный сбор мусора, вступил в силу с 1 января 2013 года.
Однако эксперименты с цветными контейнерами для сортировки мусора себя не оправдывают — люди выбрасывают туда весь мусор без разбора, в то время как, например, в ЕС такая оплошность обойдется в 600 евро штрафа. Решить проблему может сортировка отходов дома. Сейчас же вторсырье безнадежно перепачкано: пластиковые бутылки, бумага, картон, стекло — все в остатках еды и подтеках. Для того чтобы это отмыть, на заводе по переработке потребуется израсходовать намного больше воды, чем если бы население выбрасывало тару в специальный контейнер для вторсырья, не смешивая его с органикой.
Еще одной проблемой является отсутствие у компаний необходимой инфраструктуры. Так, за мусором в двух разных баках должны приезжать две разные машины, и далеко не каждая компания, занимающаяся вывозом отходов, может позволить себе такую роскошь.
Как выйти из застоя
В Минрегионстрое признают, что ситуация, когда компании, занимающиеся захоронением бытовых отходов и их переработкой, являются субъектами природных монополий, а тарифы за их услуги устанавливает государство в лице НКРЭКУ, нуждается в изменении. "В 2012 году законами Украины был монополизирован рынок услуг по переработке и захоронению бытовых отходов, а органы местного самоуправления лишились возможности устанавливать тарифы. Эта ситуация парализовала работу предприятий по переработке и захоронению бытовых отходов", — признают в ведомстве.
Минрегионстрой уже разработал законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с бытовыми отходами" (№1742), который возвращает органам местного самоуправления полномочия по установлению экономически обоснованных тарифов, что должно стимулировать развитие предприятий по утилизации и вторпереработке мусора. В свою очередь профильный комитет Верховной Рады по вопросам ЖКХ рекомендовал парламенту принять за основу доработанный законопроект "О жилищно-коммунальных услугах" (№1581-д), в который включены аналогичные нормы. 2 февраля 2016 года этот законопроект был принят в первом чтении. В случае его принятия, по предварительным расчетам, тарифы на захоронение отходов вырастут в пять раз и составят около 60 грн с человека, что сделает вывоз мусора на свалки экономически невыгодным.
Для того чтобы повысить привлекательность отрасли вторпереработки, народные депутаты подготовили еще один законопроект. Парламентарии планируют внести изменения в Налоговый кодекс (законопроект №3199-1), включив плату за производство или импорт упаковки и товаров в упаковке в экологический налог. Ставки будут определяться в зависимости от материала, из которого изготовлена упаковка. Например, за 1 кг алюминия и фольги придется доплатить 1,1 грн, за 1 кг пластмассы — 0,85 грн, а за дерево, картон, бумагу, текстиль — вот 0,2 до 0,35 грн за 1 кг.
Похожая система уже работала в Украине, но тогда это привело к созданию коррупционной схемы и скандалу. Речь идет о государственном предприятии по вопросам обращения с отходами "Укрэкоресурсы", которое было создано в 2001 году. Основным видом его деятельности было создание условий для сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторсырья. Предприятие собирало деньги с производителей на утилизацию тары, но как позже жаловались представители бизнеса, никакая утилизация не производилась, а использование собранных средств вызывало массу вопросов. В марте 2015 года Кабмин принял решение об отмене постановления №915 о создании "Укрэкоресурсов".
Чтобы минимизировать возможность махинаций, подобных случаю с "Укрэкоресурсами", нардепы предлагают (законопроект №3200-1) средства, поступившие в виде экологического налога, зачислять в специальный фонд Госбюджета и специальные фонды местных бюджетов и направлять их на компенсацию за переработку отходов и на мероприятия по рекультивации полигонов и свалок.