- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Нашла коса на камень: Смогут ли власти обязать грузовики платить за проезд
6 мая текущего года на сайте Минифраструктуры для публичного обсуждения был размещен проект Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения платы за проезд грузовых автомобилей для компенсации вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования". Собранные средства планируется направить в Государственный дорожный фонд Украины для финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог. Уже 22 июля там же для обсуждения был размещен доработанный законопроект с аналогичным названием. На данный момент документ находится на стадии обсуждения, но обе стороны уже успели высказать все "за" и "против", приправив заявления взаимными обвинениями. И если в "Укртрансинспекции" констатировали регулярное и умышленное превышение перевозчиками допустимой массы грузового авто, то сами перевозчики обвиняют власти в скрытии информации об акцизном сборе.
Дорога на тот свет
В "Укртрансинспеции" заявляют, что убытки от нарушения весовых и габаритных параметров не сопоставимы с налогами, которые платят перевозчики. По статистике, в I полугодии 2014 году объем перевозок грузов автомобильным транспортом составил 63,5 млн тонн, из них 6,9%, то есть 4,4 млн тонн, приходится на перевозки зерновых культур.
По словам председателя "Укртрансинспекции" Валерия Черненко, в текущем году увеличилась доля перевозок грузов именно автомобильным транспортом. "С целью экономии числа рейсов и снижения расходов, более 80% автомобильных транспортных средств осуществляют перевозку зерна с превышением весовых нормативов", — сообщил Черненко, добавив, что некоторые автомобили осуществляют перевозки грузов, общая масса которых иногда достигает 70-80 тонн.
По словам Черненка, украинские дороги рассчитаны на автомобили общим весом до 38 тонн и нагрузкой на ось 6 тонн, сейчас же на некоторых участках нагрузка на ось возросла до 11 тонн. "При этом, на сегодняшний день 1,67% дорог общего пользования I категории построены после 2000 года рассчитаны на нагрузку 11,5 тонн на ось, 24,42% дорог общего пользования II и III категории построены после 1985 года и рассчитаны на нагрузку 10 тонн на ось , 73,91% дорог общего пользования построены до 1972 года и рассчитаны на нагрузку 6 тонн на ось", — отмечают в Укртрансинспекции.
Говоря о потерях, Черненко констатирует, что по предварительным расчетам сумма убытков дорожному хозяйству от перегруза транспортных средств только за летний период составляет более 2 млрд грн. Вместе с тем, стоимость капитального ремонта 125,4 тыс. км составляет от 200,64 млрд грн до 3,8 трлн грн (в зависимости от категории дороги). Стоимость текущего ремонта колеблется от 37,6 до 840,2 млрд грн.
В добавок, по убеждению главы "Укртрансинспекции", из-за повреждения покрытия, конструкции дорог и мостов, срок эксплуатации автомобильных дорог сокращается на 70%. По данным представителей регионального проекта "ТРАСЕКА" Безопасность дорожного движения II", ежегодные потери от дорожно-транспортных происшествий составляют более $4,5 млрд.
"Секретные" показатели
В штыки законопроект и, соответственно, инициатива обязать водителей грузовых автомобилей платить за движение по дорогам, восприняли сами перевозчики. По данным Украинской зерновой ассоциации (УЗА), введение платы приведет к росту затрат на автомобильные перевозки и будет негативно влиять на конкурентоспособность предприятий автомобильного транспорта.
Как отметил Delo.UA президент УЗА Владимир Клименко, в случае принятия законопроекта, затраты для перевозчиков вырастут в 2 раза, что грозит банкротством некоторым перевозчикам. На заявления "Укртрансинспекции" Клименко парировал, утверждая, что с 2014 года цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке выросли в полтора раза, и поэтому логично было бы считать, что увеличатся и поступления в Дорожный фонд. "Но состояние дорог при этом остается неудовлетворительным, не проводится даже ямочного ремонта", — говорят в УЗА.
Вместе с тем Клименко отметил, что в текущем году около 38% перевозок зерна перешло с железнодорожного транспорта на автомобильный. Напомним, что "Укрзализныця" в январе-июле 2014 года сократили перевозки грузов на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года — до 239,75 млн тонн грузов. Отвечая на вопрос Delo.UA, почему же перевозчики не хотят переоринтировать часть грузов зерна на желдорогу, Клименко заметил, что у "Укрзализныци" наблюдается нехватка вагонов. "Стоимость одного вагона-зерновоза составляет около $80 тыс.", — говорит президент УЗА.
Вместе с тем УЗ распространила информацию, что рабочий парк грузовых вагонов, ежесуточно задействованных в перевозках зерновых грузов, в августе 2014 составил 12,6 тыс. вагонов, что на 1,54 тыс. вагонов больше, чем было задействовано в перевозках в августе 2013 года.
Не только УЗА против введения платы за проезд грузовиков. Отрицательно высказались о данной инициативы и в Федерации работодателей транспорта Украины (ФРТУ). В пресс-службе ведомства заявили, что, понимая необходимость гармонизации национального законодательства с законодательством ЕС в вопросах платы за пользование автомобильными дорогами, ФРТУ считает, что в нынешних реалиях нововведение преждевременное и "сырое".
"Оно повлечет дополнительную финансовую нагрузку на перевозчика, увеличение себестоимости перевозок, снижение конкурентоспособности украинского рынка автомобильных перевозок", — говорят в ведомстве.
В добавок эксперты раскритиковали слова Черненко о том, что уплачиваемые налоги перевозчиками — "капля в море". "Если цель законопроекта — пополнить дорожный фонд для реконструкции дорог, то на сегодняшний день перевозчик при каждой заправке автомобиля платит заложенный в нефтепродукты акцизный сбор и ввозную пошлину на нефтепродукты, средства из которого должны направляться на дороги. Однако в Украине информация об акцизном сборе едва ли не под грифом "секретно", — говорят в ФРТУ, добавляя, что сначала необходимо ввести прозрачный механизм контроля за использованием средств акцизного сбора, и только после этого рассматривать вопрос о ведении дополнительного платежа с работодателя.
Резюмируя, в Федерации комментируют, что до сих пор не ясно, каким именно образом рассчитывалась так называемая финансовая компенсация за нанесение вреда дорогам и нет определения порядка сбора и использования этих средств.
Взгляд из вне
Юристы же утверждают, что правильное решение этой двухсторонней проблемы находится в плоскости экономики, а не права: капитальный ремонт, расширение и усиление дорог. По словам советника юридической финрмы "єПраво" Виталия Власюка, зачастую автомобильные дороги в Украине, особенно правая полоса, действительно сильно деформированы. Причин тому две: изначальная неприспособленность дорог под современные грузовики и, собственно, движение последних с перегрузами.
"К сожалению, в нынешних условиях законодатель прибегает к другому решению: ограничивает или запрещает движение большегрузов в дневное время, по определенным дорогам или полосам. Однако проблема остается, поэтому намерение законодателя делать дополнительные шаги считаю верным", — говорит Власюк.
По словам юриста, если очень упростить ситуацию, ответом на вопрос "Кто виноват" действительно будет "Фуры". "Таким образом, увеличение сборов с тех, кто портит дороги, справедливо", — отмечает эксперт, добавляя, что в большинстве Европейских стран, с оговоркой о неправильности сравнивать качество автомобильных дорог, владельцы грузовиков также платят куда как больше. "Отдельно подчеркну, что проблему "перегрузов" также нужно решать, возможно, поднимать штрафы. Главное, чтоб деньги пошли по назначению", — резюмирует эксперт.
Но пока проблемы с перевесом большегрузных автомобилей и качеством украинских дорог остаются. Какое решение примут после обсуждения законопроекта — покажет время. А пока украинцам ничего не остается, как ездить по тем же дорогам.