- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Новые хозяева Saab планирует возродить производство в Китае
По данным китайских СМИ, созданная в мае этого года японско-гонконгская компания NEVS, позиционирующая себя как производитель электромобилей, заключила инвестиционный договор с властями одного из крупнейших китайских городов Циндао. Власти города за $310 млн приобрели 22% акций NEVS, а сам план предусматривает строительство завода, стоимость которого составит около $1,6 млрд. Гигантское предприятие, как ожидается, сможет выпускать до 400 тысяч машин в год. Издание China Daily отправила соответствующий запрос в NEVS, где подтвердили информацию о планах по строительству нового завода.
Возрождая легендарную марку, NEVS собирается сделать основную ставку на электромобили. Хотя первой ласточкой в линейке бренда должен стать выпуск в этом году модели Saab 9-3 с традиционной двигательной установкой. Соответствующие планы руководство компании озвучивало в конце прошлого года. В 2014 году планируется выпуск этой же модели на электротяге. Впрочем эксперты отмечают, что у Saab могут возникнуть серьезные проблемы с возобновлением производства из-за поставщиков комплектующих. За время простоя основного завода компании, остановленного в 2011 году, многие производственные связи были нарушены.
Между тем, покупая Saab, консорциум заявлял о планах восстановления производства только на основном сборочном предприятии в шведском Трольхеттане.
Решение перенести основное производство в Китай выглядит логичным. Китайский авторынок — крупнейший в мире и, в отличие от находящегося в стагнации европейского, согласно прогнозам, продолжит расти.
Кроме того, китайские власти имеют амбициозные планы, по которым к 2015 году по дорогам страны должны ездить до 500 тысяч электро- и гибридных автомобилей, а к 2020 году их количество должно вырасти до 5 млн. В этой связи планируемое крупномасштабное производство электромобилей Saab выглядит как нельзя кстати.
"Циндао является нашим долгосрочным и стратегическим партнером, который может стать еще и крупным клиентом", — считает исполнительный директор и основной владелец NEVS Кай Йохан Цзян. Бизнесмен имеет шведское гражданство, но его родной город находится в той же провинции Шаньдун, где расположен и Циндао.
В NEVS считают, что Циндао, учитывая его ведущую роль в экономике провинции, а также удачное расположение на побережье, является "прекрасным местом для разработки автомобилей премиум-класса".
Впрочем, будущее компании на местном рынке не так безоблачно, как может показаться.
Аналитики отмечают, что и NEVS, и компания, принадлежащая властям Циндао, пока не имеют лицензии на производство транспортных средств и проекту еще предстоит получить одобрение в Национальной комиссии развития и реформ.
В последнее время китайские власти, стремясь консолидировать местную автопромышленность, стали относиться к новым проектам в этой области более придирчиво. "До того как власти окончательно одобрят план, всегда существует риск неудачи", — говорит пекинский независимый автоаналитик Цзя Синьхуанг. Помимо возможных проблем с чиновниками, местные эксперты отмечают, что рынок электро- и гибридных автомобилей в стране находится, по сути, в зачаточном состоянии: в стране мало зарядных станций, а высокая стоимость таких машин и их небольшой радиус действия без подзарядки может стать серьезным препятствием для их широкого внедрения. Так, в прошлом году в Китае было продано всего несколько тысяч электромобилей.
В то же время другие эксперты считают, что возрождающийся бренд SAAB может быть востребован, но для этого ему обязательно нужно разрабатывать новые модели, что требует огромных финансовых вливаний и времени.
От того, насколько быстро Saab сможет возобновить производство и насколько удачными окажутся новые разработки компании, во многом зависят перспективы бренда на китайском рынке.
До того как Saab перешел под контроль NEVS, шведская марка пережила несколько тяжелых лет. После разразившегося финансового кризиса деятельность компании стала убыточной. В начале 2009 года владелец бренда General Motors, защищаясь от кредиторов, даже провел техническое банкротство Saab. В том же году интерес к автопроизводителю начали проявлять китайские компании, которые в течение нескольких лет различными способами пытались его приобрести.
Опасаясь утечки своих технологий, GM, даже потеряв в 2010 году контрольный пакет, неизменно блокировали сделки с китайцами. Новым владельцем Saab стала голландский производитель спорткаров Spyker Cars. Сделка о продаже компании могла состояться еще в 2009 году, однако тогда одним из совладельцев Spyker был российский бизнесмен Владимир Антонов. Именно он был главным идеологом покупки Saab, однако GM не понравилось якобы темное прошлое российского олигарха, и в итоге, чтобы сделка состоялась, Антонову пришлось выйти из состава акционеров Spyker.