НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Новый старый маршрут: присоединилась ли Украина к Новому шелковому пути

Новый старый маршрут: присоединилась ли Украина к Новому шелковому пути
В Госрезерве заявили о запуске поезда, который будет проходить из Чжэнчжоу через территорию Украины в Евросоюз. Как будет курсировать поезд, и почему Новый шелковый путь — вовсе не новый
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В октябре в Госрезерве Украины сообщили, что Китай согласовал так называемые новые ж/д маршруты через украинскую территорию. Предполагается создание Нового шелкового пути через Украину. Более того, в ведомстве заявили, что уже первый транзит по территории Украины в рамках нового Шелкового пути может произойти в конце 2017 года — начале 2018 года. Будет ли Украина входить в Новый Шелковый путь, разбиралось Delo.ua.

Есть спрос?

Интеграция Украины в Шелковый путь, или Новый шелковый путь, началась еще в январе 2016 года. Тогда Украина запустила первый экспериментальный поезд в обход России по маршруту Украина—Грузия—Азербайджан—Китай из морпорта "Ильичевск".

В апреле пустой поезд прибыл в обратно в Украину.

Как заявляли эксперты рынка, основная проблема этого пути была в стоимости перевозок и времени доставки грузов. "Проблема логистики в том, что на маршруте два участка морского фрахта… Соответственно, этот маршрут сложнее, чем просто отправить грузы по железной дороге. Мы работаем над тем, чтобы удешевить этот маршрут. Принято решение в снижении портовых сборов, мы ожидаем зеркальных мер от грузинской стороны", — рассказал замминистра инфраструктуры по европейской интеграции Виктор Довгань.

Есть и еще одна проблема, из-за существования которой сложно объяснить, как в Украине видят Новый Шелковый путь. Дело в том, что на рынке этот путь называют "философией Китая" по экспорту/импорту товаров в/из Европы в/из страны Азии. В Украине же напротив считают, что любой способ доставки грузов в Поднебесную — это Новый шелковый путь.

Безотказное предложение

Летом 2017 года состоялся официальный визит представителей Государственного агентства резерва Украины в корпорацию "Чженжоу Интернешнл Хаб".

Как объяснили в Госрезерве, "Чженжоу Интернешнл Хаб" является дочерней компанией Корпорации материалов и ресурсов — государственной организации, своеобразного прототипа украинского Госрезерва в самой большой провинции Китая.

"Четыре года назад этой компанией был открыт "Новый шелковый путь", который проходил, в том числе и по территориям стран — ближайших соседей Украины. Территория Украины в то время в перечень стран не вошла. На сегодняшний день КНР активно изучает вопрос включения Украины в свой маршрут для поставок украинских товаров на свою территорию", — отмечают в Госрезерве.

Как результат китайская сторона сделала ряд предложений Украине:

  • создание представительского офиса в Чженжоу или создание выставочно-торгового центра украинских товаров в "Чженжоу Интернешнл Хаб" при содействии Госрезерва;
  • продвижение украинских товаров на китайском рынке и одновременный экспорт китайских товаров в Украину через инфраструктуру Госрезерва;
  • использование складских помещений, холодильников, элеваторов и КХП (комбинат хлебопродуктов), входящих в систему Госрезерва Украины, для хранения товаров, перевалки, переработки в муку и комбикорм, а также другой номенклатуры товаров на экспорт.

Генеральный директор компании Pro-Consulting Александр Соколов подтвердил, складские и холодильные мощности Госрезерва могут стать логистическими центрами, через которые будут экспортироваться товары из Украины.

"Китайская сторона также готова оказать помощь в их модернизации — такова предварительная договоренность между Госрезервом и корпорацией Чженжоу Интернешнл Хаб. Первыми планируется задействовать Харьковский комбинат "Свитанок", "Комбинат "Днипро" (г. Смела Черкасской обл.), Киевский "Комбинат "Прогресс", Львовский "Комбинат "Троянда" и Ужгородский "Укрпродконтракт"", — отметил эксперт. Все эти комбинаты предоставляют услуги по хранению продукции и входят в Госрезерв.

Хоть и на данном этапе планируется также отправка украинских товаров в Китай, развитие же европейского направления экспорта Украины с помощью данных мощностей пока не оговаривается.

Как будут ездить поезда?

По данным Госрезерва, на сегодняшний день обсуждаются два маршрута: маршруты Чженжоу—РФ—Украина—Польша—Гамбург и маршрут Чженжоу—РФ—Украина—Южная Европа.

"На сегодня логистические маршруты из Китая в Украину и обратно имеют хорошую рабочую базу. Отправки могут осуществляться через станции "Малашевич" в Польше или "Брест" в Беларуси. Учитывая, что в настоящее время маршрут из Китая в Украину функционирует в режиме взаимных санкций России и Украины, стороны соглашаются, что для наполнения ассортимента товаров в Китае следует использовать пилотные морские контейнерные поставки и для этого сформировать поставку с ассортиментом продукции, представленной в выставочном центре Китая", — рассказали в Госрезерве.

Вместе с тем министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил, что поезд по Новому Шелковому пути пойдет по территории Украины и России. "Китай уже договорился с россиянами", — рассказал министр инфраструктуры.

Проще говоря, контейнерный поезд пойдет по Транссибирской ж/д магистрали (более известной как Транссиб), далее в Украину и в страны Европы.

В Госрезерве сообщили, что на данный момент китайская сторона уже согласовала новые маршруты следования поездов с Чжэнчжоу в Словакию, Польшу, Венгрию, и эти маршруты будут проходить по территории Украины.

"Сейчас речь идет только о транзитном курсировании поездов по территории Украины. А это тоже немалые поступления. Следующим этапом должно стать расширение проекта и начало экспортных поставок украинских товаров продуктовой группы в КНР",— отметили в ведомстве.

Но проблема в том, что эти маршруты нельзя называть новыми. Как сообщил источник в "Укрзализныце", дело в том, что Китай ищет новые маршруты доставки грузов в страны ЕС.

"Это контейнерные поезда, которые идут по территории РФ. Эти поезда ходили и ранее. Сейчас весь транзит, который идет в Европу, напрямую упирается в тупик Беларуси. Им необходимо альтернативное направление, и одно из них — это Украина", — рассказал Delo.ua источник.

По данным СМИ, через Транссиб ж/д грузы из Китая идут по колее 1520, и большая их часть (95%) направляется в Беларусь, откуда через Брест распределяется по разным европейским направлениям. Вместе с тем в последнее годы грузопоток по магистрали увеличился настолько, что в Бресте уже возникает затор. Эксперты рынка утверждают, что грузовые контейнеры могут простаивать в Бресте в ожидании своей очереди на отправку по 3-4 дня.

Напомним, объем международных перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали в 2016 году составил свыше 516 тыс. двадцатифутовых контейнеров (ДФЭ — двадцатифутовый эквивалент, условная ед. измерения вместимости), что на 2,5% больше, чем годом ранее. Планируется, что такой темп роста сохранится и в перспективе.

Несмотря на это, Госрезерв работает с Мининфраструктуры по определению точных маршрутов поездов. В ведомстве уточнили, что китайские эксперты при содействии министерства уже побывали на станциях "Чоп" и "Мостицкая".

Соколов также уточнил, что сейчас речь идет только о транзитном курсировании поездов по территории Украины. "Однако опыт Беларуси, уже наладившей экспорт своих товаров в Китай, дает основание для позитивных прогнозов развития поставок. Китай заинтересован, прежде всего, в украинских продуктах питания — кондитерских изделиях, муке, масле, алкогольных напитках",— отметил эксперт.

Новый старый путь

В то же время нельзя забывать и о маршруте, запущенном в 2016 году через Грузию и Азербайджан в Китай. Как сообщал ранее Довгань в интервью Delo.ua, запуск контейнерных поездов транзитом через Украину из Китая в ЕС неизбежен, ведь загруженность Транссиба, именно его ж/д ветки по России, составляет 98%."Эту ветку никто не ремонтирует. В любом случае, если Китай будет наращивать грузооборот контейнерными поездами, то они пойдут через Украину в том числе", — рассказал Довгань.

Гендиректор компании Pro-Consulting отметил, вопрос об участии Украины в маршруте из Китая в Европу вызывает различные мнения у экспертов, и еще весной вероятность завершения проекта ставилась под сомнение.

"Реализация этого транспортного проекта может столкнуться с проблемой дополнительных издержек по сравнению с маршрутом через, например, Румынию. Издержки могут быть обусловлены перестановкой вагонов на тележки европейской колеи или перегрузкой товаров в приграничных территориях, длительностью оформления документов, а также задержками, связанными с пересечением границы Евросоюза. Поскольку все страны, вовлеченные в маршрут на отрезке Китай—Украина, входят в уже названную ассоциацию Транскаспийский международный транспортный маршрут, осложнений с их стороны возникнуть не должно",— отметил Соколов.

В "Укрзализныце" признались, что продолжают переговоры по снижению тарифных ставок на маршруте. Но пока более ясных перспектив по полноценному запуску Нового шелкового пути через Грузию и Азербайджан нет.