НБУ курс:

USD

41,29

+0,07

EUR

44,97

+0,12

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Нужен ли пиар, если вы не можете за него заплатить?

Нужен ли пиар, если вы не можете за него заплатить?
Малый и средний предприниматель — наиболее некомфортные клиенты для пиар-специалиста. У него мало денег, он убежден в своем уникальном предназначении в этом мире, ему должны

Сразу прошу прощения за обобщение, но мой эмпирический опыт свидетельствует о том, что МСБ должен сам заниматься пиаром.

За основу мы принимаем аксиому — в каждом бизнесе первично качество продукта и сервиса. С учетом их актуальности и необходимости для рынка. Фраза "рынок порешал" выдумана на основании рабочих рыночных механизмов. Приведу пример. Вы печете потрясающие пирожки, стоимость которых (как и экономика производства) находятся "в рынке". Вы знаете, что пирожки пользуются спросом (на основании исследований, пускай и умозрительных). 

Что нужно сделать? Поставить киоск с этими пирожками в месте с естественным трафиком. Например, возле входа в метро "Позняки" или "Оболонь". Там, где люди есть по умолчанию, а пиковые нагрузки прогнозируемы (утром и вечером в рабочие дни). Как убедить человека, идущего на станцию метрополитена, купить ваш пирожок? То есть сделать лонч — первую покупку.

1. Сделать специальное предложение вида "только на этой неделе 1+1 пирожок по цене 1".

2. Поставить стоимость ниже, чем у конкурентов, если они рядом есть.

И так далее. Этих идей у вас в голове и у нас в интернете валом. Но причем это к пиару? Соблюдая условие качественного товара и сервиса, вам необходимо сформировать базу клиентов. Сделать это возможно, лишь дав им попробовать ваш товар и добавив к нему взаимодействие с брендом. Добавьте на упаковку короткую историю о возникновении производства, разместите призыв оставить отзыв в Google Maps.

Пиар для МСБ — это вопрос качества и актуальности товара, умноженный на креатив и доступные бесплатные технологии. Простыми словами, вам нужно самостоятельно распространять информацию о себе и своем товаре. Для этого потребуется поработать. Составить базу потенциальных клиентов, которых вы будете лично убеждать в покупке, просить оставлять отзывы в интернете и советовать ваш товар своим знакомым. Для вас это и есть пиар. 

Потому что в приземленной и концентрированной форме пиар является разговором. Вы говорите, рассказывая о своих преимуществах. Для оптимизации разговоров используете бесплатные технологии. Тот же Google Maps, Facebook, Instagram, выполняющие для вас функцию рупора. Сто лет назад вам требовалось орать на всю улицу о том, что вы продаете совершенно точно самые прочные и удобные калоши. 

Теперь не нужно рвать горло и душу. Вместо этого заведите полезные знакомства в среде вашей целевой аудитории, напроситесь экспертом в отраслевое СМИ о гастрономии и вычурных пирожках, ведите страницы в социальных сетях, показывая себя с лучшей стороны. Культурно обслуживайте! Давайте рынку нужный ему товар, как минимум, не уступающий по качеству конкурентам, а лучше всего — превышающий любые ожидания.

Товар всегда находит своего клиента, если вы знаете, где он находится. Но универсальных инструментов поиска не существует. Приходится довольствоваться несовершенным интернетом и собственной находчивостью. Кстати, создайте искусственную очередь и начните рассказывать о себе, как о гуру пирожкового дела. Мол, до вас украинец и пирожков-то не ел, так, сгустки теста с анонимной начинкой.

Вон, кстати, "Ярослава" на Ярвалу в Киеве пиаром не занимается, а за пирожками у них очередь. Историческое место, культовое, но ведь и постараться нужно было, чтобы улечься сладким комочком на сердце покупателя.

О том, какие еще инструменты может использовать малый бизнес в пиаре, не имея особо на него денег, и как одним предпринимателям удается быстро вырасти, а другим нет, Сергей Дидковский расскажет во время своего выступления на GET Business Festival 14 июля в Pochayna Event Hall. Регистрируйся по ссылке, чтобы получить билет на самый большой фестиваль для малого и среднего бизнеса по early-bird цене!