НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,52

Новые правила: Что нужно знать водителям после вступления в силу закона "О национальной полиции"

С 7 ноября в Украине начал действовать закон "О национальной полиции" и патрульная полиция заменила упраздненную ГАИ. Delo.UA разбиралось, какие новшества это принесет водителям
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие
С протоколом и без

Пожалуй, самое важное новшество, внесенное в жизнь водителей законом "О национальной полиции", носит процессуальный характер. Если прежде фиксация нарушений ПДД инспекторами ГАИ сопровождалась составлением двух документов — протокола и постановления, то теперь практически во всех случаях патрульный полицейский будет составлять лишь постановление. Соответствующее изменение внесено в часть 2 статьи 258 КУпАП (Кодекс України про адміністративні правопорушення): "Протокол не составляется в случае совершения административных правонарушений (к ним относятся и нарушения ПДД — прим. Delo.UA), рассмотрение которых отнесено к компетенции Национальной полиции".

Причем, согласно части 5 статьи 258 КУпАП, патрульный полицейский составляет постановление без протокола даже в том случае, если водитель не признает своей вины в совершении правонарушения. Оспорить его он может, обратившись в суд. Однако с 1 сентября госпошлина при подаче искового заявления физлицом составляет 0,4 размера минимальной заработной платы или 487,20 грн, что превышает размер штрафов за наиболее распространенные нарушения: превышение скорости (255 грн) или проезд на запрещающий сигнал светофора (425 грн). Учитывая это, мало кто из водителей, даже будучи уверен в собственной невиновности, обратится в суд — проще заплатить штраф, а не надеяться на выигрыш дела.

И протокол,и постановление будут оформляться в исключительных случаях — когда решение по нарушениям ПДД должен выносить суд. Например, в случае ДТП (статья 124 КУпАП), вождения в нетрезвом виде (статья 130 КУпАП), невыполнения требований об остановке (часть 2 статьи 122 КУпАП) и некоторым другим.

Оплата штрафа на месте

Для оплаты штрафа отводится 30 дней со дня вручения постановления. В случае неуплаты в оговоренный срок будет взиматься пеня в двукратном размере от суммы штрафа. Если через 61 день нарушитель не оплатит штраф и пеню, дело передадут в исполнительную службу.

Однако теперь оплатить штраф за нарушение ПДД можно прямо на месте — безналичным способом через электронный терминал. Это закреплено внесением изменения в часть 3 статьи 222 КУпАП: "Уполномоченными сотрудниками подразделений Национальной полиции штраф может быть взыскан на месте совершения административного правонарушения не зависимо от размера исключительно с помощью безналичных терминалов". В свое время такую идею хотели внедрить еще в ГАИ, но только с появлением патрульной полиции она претворяется в жизнь.

Процесс оплаты штрафа банковской картой, в общем-то, прост: после составления постановления патрульный вводит в терминал его номер и сумму штрафа. Подтверждением оплаты станет распечатанный терминалом чек.

Правда, такой способ оплаты штрафов не скоро станет массовым, ведь пока что платежные терминалы есть только у патрульных полицейских в Киеве — в количестве 40 единиц. В будущем все патрульные машины должны быть оборудованы встроенным терминалом. При этом в полиции не исключают возможности уменьшения суммы штрафа для водителей, которые будут оплачивать свои нарушения на месте.

Эвакуаторам — быть!

Малоприятным новшеством станет принудительная эвакуация автомобилей. Практика эвакуации применялась и прежде (в основном в Киеве), но в конце концов была признана незаконной — ввиду того, что при задержании автомобиля требовалось составление протокола об административном нарушении, что без водителя было невозможно сделать.

Теперь, с упразднением протокола, эвакуаторы вновь вернутся на улицы.
"Патрульные полицейские могут вызвать эвакуатор за нарушение правил стоянки и остановки", — поясняет Алексей Белошицкий, начальник отдела мониторинга и анализа Департамента патрульной полиции.

При этом, к примеру, за неоплату услуг парковки автомобиль эвакуировать не будут — что и закреплено в части 2 статьи 265 КУпАП. По сути, как поясняет Белошицкий, эвакуация будет применяться только в случае если автомобиль существенно препятствует дорожному движению — припаркован на пешеходном переходе, трамвайных путях или полосе общественного транспорта.

Однако на данный момент нет ясности, когда возобновится — теперь уже вполне законная — практика эвакуации автомобилей, припаркованных с нарушением правил. Известно только, что искать эвакуированный автомобиль владельцу придется самостоятельно по телефону 102, а вернуть его можно будет только после уплаты штрафа и оплаты работы эвакуатора. В каждом городе такса будет своя: для Киева в Патрульной полиции указывают ориентир 720 грн. Плюс простой на штрафплощадке.

Полиция в форме милиции

Вместе с тем еще больше года на дорогах можно будет встретить и инспекторов ГАИ — точнее, это будут полицейские в старой форме. Отдельным пунктом закона "О национальной полиции" закреплено, что удостоверения, печати, логотипы и эмблемы милиции и ГАИ будут действовать до создания на всей территории Украины патрульной полиции. Конечный срок — 31 декабря 2016 года.

Баллы и автоматическая фиксация нарушений ПДД

Куда меньше определенности с тем, когда начнут действовать еще два нововведения — штрафные баллы и автоматическая фото- и видеофиксация нарушений ПДД.

Введенные законом "О национальной полиции" штрафные баллы будут начисляться только за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме. Каждому водителю в год полагается 150 штрафных баллов, за каждое зафиксированное камерами нарушение будет списываться 50 баллов. За дальнейшие нарушения придется расплачиваться деньгами.

В списке нарушений, которые будут фиксировать камеры, — превышение скорости, проезда на запрещающий сигнал светофора, движение по полосе общественного транспорта, выезд на встречку.

Автоматическая фиксация вводится отдельным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения". Однако в МВД пока не готовы сказать, когда же на дорогах появятся камеры.

Кабмину только предстоит отдельным документом утвердить правила функционирования системы автоматической фиксации, а МВД, в свою очередь, — разработать технические требования к камерам и системе сбора, хранения и защиты получаемой с их помощью информации, а также провести тендеры по закупке оборудования.