От каких проблем страдают украинские дороги

Три причины, почему дороги Украины находятся в плохом состоянии и как можно решить эту проблему
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Дороги в Украине изношены на 95-97%. Проблема ремонта и качества дорог в Украине комплексная. Как инициатива CoST, мы занимается мониторингом качества выполнения ремонтных работ дорог с 2016 года и пришли к некоторым выводам.

Итак, три причины, почему дороги в Украине находятся в неудовлетворительном состоянии.

Первая — отсутствие подотчетности о состоянии исполнения обещанных ремонтных работ. По дорогам государственного и местного значения перечень объектов ежегодно утверждается постановлением или распоряжением Кабмина. В документе указано, какие дороги и на каких участках должны быть отремонтированы, какая их протяженность.

Но для того, чтобы узнать, отремонтировали ту или иную дорогу, нужно приложить немало усилий. Дело в том, что законодательством Украины отчетность по исполнению распоряжения Кабмина не предусмотрена. Когда журналисты обращаются к министру с вопросом, сколько же было отремонтировано дорог, министр дает ту цифру, которую ему предоставляют из "Укравтодора". Но документа, которым отчитывается "Укравтодор" по количеству отремонтированных дорог, не существует.

Это проблема. К примеру, в 2017 году было отремонтировано более 2 тыс. км. Где именно были отремонтированы эти дороги?

Более того, многие ремонты в Украине проводятся на отдельных участках дорог. Эти участки никем не определяются. В итоге мы получаем дорогу, 100 метров которой уже могут быть отремонтированы, а остальные участки — через год или два. Это своего рода манипуляция, применяемая, чтобы нельзя было подсчитать, сколько на самом деле было отремонтировано дорог.

Вторая — вопрос текущих средних ремонтов.

Если бы в Украине процент капитальных ремонтов был высокий, вопрос подотчетности не стоял бы так остро. Дело в том, что объекты капитального ремонта и строительства сдаются в эксплуатацию, что означает, что они принимаются государственной комиссией. Кроме того, есть акт введения дороги в эксплуатацию, где указан участок, на котором производился капремонт. Проще говоря, капитальный ремонт в Украине проходит проверку государственной независимой от "Укравтодора" комиссией.

На сегодня 87% ремонта дорог государственного и местного значения — это текущие средние ремонты, которые не сдаются в эксплуатацию.

Государство не осуществляет контроля качества ремонта этих дорог. Сам заказчик — "Укратводор" и новосозданные с 2018 года в ОГА отделения — контролируют качество произведенных работ.

Более того, все текущие средние ремонты не повышают прочность дорожного покрытия. Что это значит? Все дороги строились еще в прошлом столетии и рассчитаны на нормативы тех же годов — нагрузка на ось в 7,5 тонн. Это устаревшие нормативные нормы, ведь сегодня средняя нагрузка на ось составляет 11,5 тонн на ось. Это и есть причины появления колийности.

Еще одна беда такого вида ремонтных работ — гарантийный срок, который составляет для текущего среднего ремонта 3-5 лет.

Третье — контроль качества. На мой взгляд, контроль качества дорожных работ присутствует только на бумагах.

В Украине первый контроль дорожных работ осуществляет сам подрядчик. Вторым это делает заказчик дорожных работ. Третий контроль должна осуществлять независимая организация, но в Украине это правило не работает.

Контроль осуществляется подчиненными "Укравтодору" предприятиями, а сам рынок инжиниринговых услуг на сегодня абсолютно закрыт. Так сложилось, что контроль ремонтных робот осуществляет госпредприятие "Дорожный контроль качества", научное сопровождение осуществляет Государственный дорожный научно-исследовательский институт им. М.П. Шульгина (УкрдорНИИ) и есть еще Национальный транспортный университет. Это три крупнейших игрока в автодорожной отрасли, и все эти ГП подчиняются "Укравтодору".

Вывод

В сухом остатке, что получает Украина? В 2018 году на ремонт дорог обещают выделить рекордной суммы в 44 млрд грн, из них более 35 млн грн будет направлено на текущий средний ремонт.

Выйти из ситуации можно очень просто — Мининфраструктуры (МИУ) должно вынести новый нормативный документ, которым закрепит обязанность "Укравтодора" отчитываться по выполнению распоряжения Кабмина об утверждении перечня дорог, на которых будут проводится ремонтные работы. Это не сложный шаг, однако он встречает сопротивление, никто не хочет ясности.

Думаю, что в 2018 году МИУ и CoST займутся этим вопросом более детально.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram