"Открытое небо" пока закрыто: Чего ждать украинцам от единого авиапространства с ЕС

Сегодня Украина и Евросоюз планировали заключить соглашение о едином авиационном пространстве, но подписание договора вновь перенесли. Delo.UA выяснило, кому выгодны эти проволочки и что "открытое небо" принесет пассажирам и перевозчикам

27 июня Украина и Европейский Союз планировали заключить соглашение о едином авиационном пространстве, однако его подписание уже второй раз за месяц (ранее оно было запланировано на 5 июня) перенесли на неопределенный срок. Официально проволочки с подписанием договора об "открытом небе" связывают с несогласованностью позиции Испании и Великобритании по территориальной принадлежности Гибралтара, однако эксперты авиационной отрасли другого мнения — они считают, что виновницей является украинская сторона. В частности, речь идет о главном перевозчике страны — авиакомпании МАУ, которая после подписания договора может потерять большую часть своих направлений, не выдержав ценовой конкуренции с европейскими лоукостерами.

Украинские авиакомпании "оставят с носом"

Соглашение об едином авиационном пространстве снимает ограничения по назначению рейсов между Украиной и ЕС. Сейчас иностранные авиакомпании могут летать в Украину, а украинские в Европу только в рамках межправительственных соглашений. В них прописано, какие именно авиакомпании имеют право летать в/из страны и частота рейсов. Если одна из сторон хочет внести изменения в соглашение, например, увеличить число рейсов, она обращается в Госавиаслужбу и Министерство транспорта, а окончательное решение утверждает Кабмин. После подписания соглашения об "открытом небе" с бюрократией будет покончено, а любая западная авиакомпания сможет начать полеты в Украину уже на следующий день после уведомления о своих планах украинских транспортных ведомств.

Главный страх отечественных авиаперевозчиков — на украинский рынок придут европейские лоукосты и попросту вытеснят украинские авиакомпании. "Европейские авиакомпании начнут вывозить через свои пересадочные хабы украинских пассажиров, чем подорвут экономику отечественных авиакомпаний и аэропортов", — утверждают в украинских авиакомпаниях. В своих аргументах участники рынка ссылаются на опыт Грузии, где после подписания договора об "открытом небе" в 1992 году число национальных авиакомпаний сократилось с 24 до 10, а гражданский авиационный флот уменьшился почти вдвое — с 79 до 44 самолетов.

В первую очередь отечественные авиакомпании могут проиграть ценовою войну. "Билет европейского перевозчика, скажем, из Вильнюса в Париж, стоит 100 евро. Украинскими авиакомпаниями из Киева в Париж я буду лететь за 500 евро", — приводит пример генеральный директор консалтинговой компании Friendly Avia Support (FAS) Александр Ланецкий.

Такая существенная разница в стоимости будет для отечественных авиаперевозчиков губительной, уверен эксперт. "Для того, чтобы конкурировать наравне с авиакомпаниями ЕС украинским перевозчикам придется снижать цены, а они этого сделать не могут, поскольку себестоимость их услуг гораздо выше, чем у европейцев", — поясняет Александр Ланецкий. Причина, по которой билеты наших авиаперевозчиков дороже иностранных, проста — в отличие от ЕС, в Украине с топлива, реализуемого для гражданской авиации взимается акцизный сбор, что делает его в 1,5 раза дороже, чем в Европе. Помимо этого, в Украине в разы дороже наземное обслуживание, страховка и лизинг.

При этом, уверен Александр Ланецкий, европейцы не будут специально вытеснять украинские авиакомпании со всех направлений, просто на востребованных международных частотах конкурировать с зарубежными авиакомпаниями станет сложно. "В первый год действия "открытого неба", после того как в Украину начнут летать европейские авиакомпании, цены на билеты снизятся на 50% (за счет промо-акций западных авиакомпаний). Местным перевозчикам, которые не смогут конкурировать на равных, придется либо сократить количество маршрутов, либо уйти. Затем цены немного подрастут. В итоге билеты будут на 20-30% дешевле, чем сегодня", — прогнозирует директор FAS.

В первую очередь сомневаются в том, что после подписания соглашения права зарубежных и украинских компаний будут равными, в фактическом монополисте украинского авиарынка компании МАУ. "Возможен вариант, что зарубежные коллеги просто вытеснят с рынка украинских, которые, в свою очередь, не захотят удешевлять цену перелета. Также возникает вопрос о выдачи слотов для авиакомпаний. Возможен такой вариант, что привилегии будут на стороне иностранных перевозчиков. Тут уже вопрос, кто как с кем договориться", — поясняет пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.

Проблема слотов в аэропортах Европы действительно существует. После подписания соглашения об "открытом небе" украинские авиакомпании могут столкнуться с проблемой получения свободных часов для взлета и посадки в аэропортах западных стран. Вполне может получится так, что украинские компании будут прилетать/вылетать в неудобное для пассажиров время (рано утром или поздно вечером), а этом случае клиенты предпочтут пользоваться другими авиакомпаниями. Как отмечает президент МАУ Юрий Мирошников, соглашение вроде бы и предоставляет одинаковые права всем авиакомпаниям, но возможности воспользоваться этими правами у всех разные. "В Европе для украинских авиакомпаний давно нет свободных частот, при этом европейские авиакомпании смогут выполнять неограниченное количество рейсов в Украину", — полагает он.

А вот руководство лоукоста "Wizz Air Украина" придерживается противоположного мнения. "После подписания договора все ограничения по количеству маршрутов и частоте полетов будут отменены. Это потенциально может привести к увеличению пассажиропоток, что в свою очередь, увеличит доходы сферы туризма. А пассажиры выиграют от большего выбора авиаперевозчиков, которые будут предлагать широкий выбор направлений по конкурентным ценам", — уверен генеральный директор "Wizz Air Украина" Акош Буш.

"Борисполь" готов к "Открытому небу"

Для государства в целом соглашение об едином авиационном пространстве выгодно, ведь оно приведет к увеличение пассажиропотока в аэропортах Украины.

"Мы находимся в активной стадии переговоров с рядом европейских перевозчиков. Все как один они заявляют, что наш рынок для них интересен, но для эффективной работы в Украине им необходимы три составляющих — стабильность в стране, действующее соглашение об "открытом небе". Это позволит прийти в авиацию нового сегмента пассажиров, ведь возможность летать получат, например, студенты, пенсионеры, сотрудники бюджетной сферы. Сегодня, согласитесь, не каждая семья имеет такую возможность", — рассуждает генеральный директор аэропорта "Борисполь" Сергей Гомболевский.

Однако руководство "Борисполя" умалчивает о том, что с подписанием соглашения главные воздушные ворота страны могут лишиться возможности стать международным хабом. А также и о том, что многие европейские лоукосты будут летать в аэропорт "Киев" ("Жуляны"), где аэропортовые сборы ниже. "Хаб не возможен без базового перевозчика. Для украинского хаба — "Борисполя" — базовым перевозчиком является МАУ. И если МАУ не будет конкурентоспособной авиакомпанией, то и о хабе можно забыть", — объясняет Ланецкий и добавляет, что потеря статуса хаба чревата для аэропорта потерей транзитных пассажиров, на долю которых приходится до 40% в общей структуре перевозок.

Кто из перевозчиков придет на украинский рынок

Так кто же из европейских перевозчиков может прийти на украинский рынок? В первую очередь увеличат свое присутствие уже действующие авиакомпании, у которых есть свои хабы в городах Европы — Lufthansa, Czech Airlines, Air Baltic, Austrian, KLM-Air France. "А вот выход лоукостов под вопросом, увеличить свою сетку может разве что венгерский Wizz Air. А вот Easyjet, Ryanair, Norvegian… Для них нужен большой пассажиропоток или дотации, в Украине же не ни того, ни другого", — резюмирует Александр Ланецкий.

Как рассказывает эксперт, крупнейший лоукост Ryanair, который уже заявлял о своем желании выйти на рынок Украины после подписания договора об "открытом небе", работает по следующей схеме: он обязуется привезти в аэропорт города 200 тыс. пассажиров, в замен авиакомпания получает скидку на аэропортовые сборы и доплату в размере $2 на пассажира. Кроме того, если это новый город в маршрутной сетке Ryanair, аэропорт также оплачивает рекламу на сайте авиакомпании (около $500 тыс. в первый год и $200 тыс. во второй). "Как мы видим, для массового прихода в Украину европейских лоукостов существуют преграды. Наши аэропорты не захотят платить столь внушительные суммы. Не может похвастать Украина и значительным пассажиропотоком, способным привлечь западные компании, ведь авиатранспорт — привилегия лишь 5% украинцев, в то время как в Европе это цифра достигает 80%", — указывает директор FAS.

В любом случае, после подписания соглашение об "открытом небе" заработает не ранее, чем через полгода. Именно такой срок необходим для ратификации документа на уровне парламентов заинтересованных стран. А это значит, что у отечественных авиакомпаний есть время, чтобы подготовится к открытой конкуренции с западными коллегами, а у аэропортов — возможность выработать более выгодные условия.