- Дата публикации
Овощеводство станет высокомаржинальным бизнесом: почему фермерам выгоден рынок земли
Если посмотреть на предыдущие годы, аграрии не могли развивать отрасль овощеводства в долгосрочной перспективе, так как в основном они занимаются производством фруктов и овощей на арендованных землях без урегулирования прав на собственность.
Кроме отсутствия возможности покупать землю, проблемой от введения моратория на землю является недоступность крупного кредитования, что сдерживает развитие овощеводческих компаний. К тому же не каждый сельхозпроизводитель будет инвестировать в землю, которая ему не принадлежит. Отсутствие инвестиций сказывается на качестве техники и проведении мелиорации. Именно поэтому открытие рынка земли может решить сразу несколько проблем отрасли и стать драйвером ее развития.
Легализация аграрного сектора
Руководитель направления земельной реформы Программы USAID АГРО Сергей Кубах уверен, что мораторий на землю спровоцировал не только нелегальную обработку земли, но и развитие теневого агробизнеса.
"С 1 июля вступают в силу изменения, которые позволят агропроизводителям управлять землей. Например, фермер сможет ее продать или заложить в банк под развитие орошения, покупку техники или земельного участка", — говорит Кубах .
Земельная реформа станет антидотом, который сможет уменьшить долю теневого рынка. С отменой моратория на отчуждение земель многие теневые операции попросту потеряют свой экономический смысл. Реформа невыгодна лишь тем аграриям, кто привык ее использовать нелегально, например, неофициально передавать в аренду третьим лицам и не платить налоги. С открытием рынка земли у них появится конкуренция в лице легальных землевладельцев, и они потеряют свои нелегальные доходы.
"Легализация нужна для того, чтобы наше государство шло по правовому и демократическому пути — бизнес платил налоги и выходил из тени. А переходный период предусмотрен для того, чтобы создать прозрачные процедуры и равные возможности для всех участников рынка, но, к сожалению, многие фермеры этого боятся", — отмечает Кубах.
По словам эксперта, конкуренция будет стимулировать эффективное использование земли и высокорентабельное производство. Что касается овощеводов, то они во время переходного этапа смогут оформить свою землю, а затем за счет более выгодных кредитов приобрести все, что нужно для повышения прибыльности собственного хозяйства.
Высокомаржинальный бизнес
Отсутствие рынка земли за 30 лет новейшей истории Украины стало главной причиной медленного развития небольших агропроизводителей. Из-за отсутствия финансирования мелкие фермеры, которые обрабатывают земли до 100 га, часто проигрывали конкуренцию средним и крупным аграриям, что приводило к их банкротству. Но все изменится, когда земля станет высоколиквидным активом. С этого момента даже мелкие фермеры смогут получить доступ к кредитам, инвестировать эти деньги в обработку земли, а значит, смогут конкурировать со средними и крупными игроками рынка.
Профессор Киевской школы экономики и координатор исследовательского проекта UaFoodTrade Олег Нивьевский уверен, что в Украине мало высокомаржинального производства именно из-за того, что фермеры работают на арендованной земле. "Им необходимо инвестировать в свой бизнес, но отсутствие права собственности на землю сдерживает этот процесс. Мало кто захочет делать капитальный ремонт в арендованной квартире, а в своей человек сделает все максимально уютно", — говорит Нивьевский.
Вместе с отменой моратория фермеры смогут управлять таким высоколиквидным активом, как земля, что откроет им опцию долгосрочного и дешевого кредитования. А вложенные в производство инвестиции помогут на порядок повысить его маржу, уверен эксперт .
Чтобы понять, о каком объеме рынка идет речь, эксперты иллюстрируют капитализацией рынка земли в США, где земля давно является товаром. В денежном эквиваленте американский земельный рынок эквивалентен космическим $280 млрд. Несмотря на то что в Украине меньше земель в территориальном эквиваленте, в долгосрочной перспективе в украинское сельское хозяйство смогут инвестировать аналогичную сумму, поскольку это ключевая отрасль отечественной экономики. Также запуск рынка земли и возможности, которые он открывает, станет шансом для фермеров переориентировать свой бизнес на высокомаржинальное производство (овощи, ягоды, нишевые культуры и так далее). Сейчас получение финансирования часто сдерживается тем, что у многих аграриев просто не было кредитной истории.
"После принятия Закона 3205-2 "О Фонде частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве" у фермеров появится возможность получить выгодный кредит без кредитной истории. Идея закона в том, чтобы создать фонд, который станет гарантом для фермеров. Например, если фермер решит взять кредит без кредитной истории, фонд выступит гарантом в банке. Если фермер не смог вернуть кредит, то определенная сумма возвращается банку фондом. После открытия рынка земли это направление будет развиваться в течение двух лет, чтобы поддержать бизнес аграриев, — рассказывает Кубах. — И это не программа "5-7-9%", речь идет о гораздо больших объемах и лучших условиях кредитования".
Свобода выбора
Свободный рынок земли сможет изменить даже бизнес-модели небольших аграрных хозяйств, что сделает их более устойчивыми. Так, овощеводы смогут приобретать дорогостоящие системы и выращивать не только однолетние, но и многолетние культуры. "Когда есть арендованная земля, на которой растут ягоды или сады, фермер не может эти земли заложить в банк, чтоб взять кредит. Но все меняется, когда земля станет частной собственностью, тогда банк сможет взять ее в залог и выдать необходимое финансирование. Поэтому в первую очередь фермеры будут выкупать земли для многолетних культур", — прогнозирует директор Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Тарас Баштанник.
Эксперты и участники рынка уверены, что рынок земли одномоментно не решит всех проблем аграриев, но точно станет локомотивом перемен. Особенно это важно в условиях глобального подорожания агросырья, одним из крупнейших экспортеров которого является Украина. Получив столь мощный инструмент, как земельная реформа, украинские аграрии смогут эффективно работать не только на внутреннем, но и на внешних рынках.