- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Перекрытая труба. Что ждет рынок топлива после санкций против бизнесов Медведчука
В субботу, 20 февраля 2021 года, президент Зеленский подписал указ о введении в силу решения СНБО, которыми вводились санкции в отношении народного депутата Виктора Медведчука, его жены Оксаны Марченко, и еще 6 физических и 19 юридических лиц. Санкции в отношении этих лиц были введены за финансирование терроризма.
Такого не случалось ранее, и не исключено, что указанные лица будут оспаривать такое решение в судах. В том числе и международных. Однако, в настоящее время санкции действуют и компании, которые попали в санкционный список, работать не могут.
Среди таких компаний находится "ПрикарпатЗападтранс", которая эксплуатировала украинский участок трубопровода "Самара-Западное направление". По этому трубопроводу Украина получала дизельное топливо из России и Беларуси, в том числе на экспорт в страны ЕС. Согласно решению СНБО украинский участок трубопровода переходит в госсобственность, из-за чего прокачка в нем на сегодня прекращена.
Примечательно, что топливный бизнес Медведчука и его друзей представлен не только трубопроводом. СМИ связывают с этим политиком также крупного игрока на рынке автогаза, компанию Proton Energy Group и крупного игрока бензинового рынка Glusco Energy S.A. Этими компаниями владеет друг Медведчука Нисан Моисеев. И хотя сам Моисеев неоднократно утверждал, что с пророссийским политиком его связывают только дружеские, но никак не деловые отношения, мы не знаем, какие выводы в будущем сделают украинские спецслужбы и какие решения на основании этих выводов примет СНБО. Вполне вероятным может стать сценарий, при котором санкции расширят и на друзей Медведчука.
Так или иначе, компании, связанные с окружением Медведчука, контролируют значительную часть топливного рынка Украины и санкции могут оказать на него существенное влияние. Delo.ua решило разобраться, что ждет топливный рынок после введения санкций и что будет, если эти санкции расширят.
Плоды диверсификации
Директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн не считает, что национализация трубопровода вызовет какую-либо напряженность на рынке. За последние три года загрузка нефтепродуктопровода снижалась из-за введения летом 2019 года специальной пошлины в размере 3,75% (сейчас 4%) на трубопроводные поставки российского дизтоплива. В итоге, если в 2018 году импорт через "ПрикарпатЗападтранс" составил 1,98 млн т (30,5%), то в 2019 году — 1,23 млн т (17,76%), а в 2020-ом — 635 тысяч т (8,57%).
"Украинский рынок максимально диверсифицирован, и заместить выпавшие 50 тысяч т трубопроводных поставок в месяц будет несложно. Это произойдет как за счет переориентации трубопроводных объемов на отгрузку по железной дороге, так и за счет резервов внутренней нефтепереработки и импорта по морю", — считает Куюн.
По его прогнозу, минимум 20-30 тысяч т дополнительно поступит в Украину с белорусского терминала в Гомеле, где осуществляется перевалка российского дизтоплива с нефтепродуктопровода "Самара — Западное направление" на ж/д транспорт. Также с марта ожидается увеличение импорта российского дизтоплива по железной дороге через восточную границу. Кроме того, большой запас мощности по приемке с моря остается у украинских портов — они задействованы менее чем на 30%. Также можно рассчитывать на небольшое увеличение поставок из Беларуси.
"Самый большой потенциал имеют украинские НПЗ, которые загружены сырьем менее чем на 30%. Основная причина — диспропорция в акцизах на моторные топлива. Она стимулирует потребление дизтоплива и сжиженного газа, которые Украина вынуждена импортировать на 70-80%. Решение этой проблемы могло бы дать стимул увеличению нефтепереработки и как следствие — снижению импортозависимости по всем топливным позициям", — отмечает Куюн.
При этом, по мнению Куюна, колебание цен на дизтопливо будет незначительным, в пределах 1%-1,5% в центральных и западных регионах.
Однако, по мнению экспертов "А-95", дальнейшая работа трубопровода в условиях национализации станет невозможной.
Экс-президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук также считает, что диверсификация смягчит ценовые последствия для украинского рынка.
"Украинский рынок чрезвычайно диверсифицирован и по источниках импорта, и по способам доставки: железная дорога, трубный маршрут и море. И в этот раз, скорее всего, обойдется незначительным подорожанием ДТ не более чем на 1,5-2% и то, только в центральных и западных регионах. Безусловно, арест активов означает приостановку поставок ДТ через Новоград-Волынский терминал и Смыгу, но существенно повлиять на ресурсное наполнение рынка это не сможет", — говорит Косянчук.
По его словам, ценового скачка на дизельное топливо рынок ожидал еще летом 2019 года, когда Кабмин ввел указанную выше спецпошлину. Однако тогда все обошлось небольшой турбулентностью.
Ответные действия России
Оптимизма не разделяет генеральный директор группы "Прайм" Дмитрий Леушкин. По его мнению, снижение конкуренции на рынке будет способствовать повышению аппетитов трейдеров. И хотя дефицита на рынке не будет, логистика на западе страны все же пострадает. При этом региональные сети Западной Украины повысят цену на 20-30 копеек за литр.
Однако наибольшие риски, по мнению Леушкина, находятся в политической составляющей санкций. Он считает, что Россия может ввести ответные санкции в отношении Украины, к которым под давлением может присоединиться и Беларусь.
"Беларусь плюс Россия — это 70% рынка. Морем в Украину завозится 20%, а Кременчугский НПЗ производит всего 10. В Европе свободного ресурса нет, топливо везде продается по терм-контрактам. Так что, если Россия и Беларусь заблокируют поставки, дизтопливо на украинском рынке станет редкостью", — говорит Леушкин.
Однако он отмечает, что указанного негативного сценария, скорее всего, удастся избежать. Однако, если он все же будет реализован, проблемы будут у дальнобойщиков, железнодорожников и аграриев, которым нужен дизель.
В свою очередь, Косянчук хоть и допускает возможность блокировки поставок топлива из России, но сомневается, что на такое пойдут белорусы.
"От России можно ждать чего угодно: ради "скреп" они могут пойти даже и на экономические убытки от своих ответных инициатив, чего не скажешь о Беларуси: для них рынок Украины по-прежнему остается премиальным", — говорит эксперт.
При этом он отмечает, что украинский рынок довольно диверсифицированный, так что приостановка поставок из России станет настоящим подарком для других производителей, в том числе и внутренних, а недостающие объемы тут же будут замещены с других направлений. При этом какое-то время на рынке будут некоторые изменения в ценообразовании, поскольку доставка по морю несколько дороже, чем по железной дороге, а тем более — по трубе. Однако вряд ли эти колебания будут продолжаться длительный период.
Автогаз под вопросом
Поскольку с Медведчуком связывают и поставки российского газа в Украину, можно допустить, что в отношении этого бизнеса также будут введены санкции.
В частности, СМИ приписывают партнерство с Медведчуком швейцарскому трейдеру Proton Energy, который поставляет в Украину газ российской государственной компании "Роснефть".
По словам аналитика "Консалтинговой группы А-95" Артема Куюна, Proton Energy продает автогаз на границе в объеме около 32 тыс. тонн в месяц. Также российский автогаз в Украину поставляет компания "Лукойл", которая никак не связана ни с Медведчуком, ни c Proton Energy. Объем поставок "Лукойла" — 15-17 тыс. тонн. Таким образом общий объем поставок российского автогаза в Украину составляет около 50 тыс. тонн, при общем объеме украинского рынка 190-200 тыс. тонн. То есть российский ресурс это четверть украинского рынка.
"Сейчас действует пошлина на весь российский ресурс. И если пошлина будет повышена, то стоимость автогаза повыситься на размер пошлины. В общем российский ресурс составляет около 50 тыс. тонн в месяц, и это четверть рынка. Заместить это быстро мы не сможем. Российский газ все равно будет в Украине, просто будет дороже", — говорит эксперт.
С Куюном согласен и владелец трейдинговой компании Sintonec LPG Михаил Шубан.
"Думаю, что если и будет спецпошлина, то она просто ляжет в себестоимость ресурса, а другим каналам снабжения рынка придаст дополнительную прибыль", — говорит трейдер.
При этом он отмечает, что поскольку украинское законодательство позволяет довольно оперативно поменять стороні контракта и бенефициаров юридических лиц, сценарий при котором, Proton Energy уйдет с рынка возможен только при отсутствии маржи. Но в случае введения дополнительных пошлин на российский автогаз в конечном итоге за все заплатит потребитель.
Так что будет с рынком?
Национализация трубопровода, которая уже случилась, скорее всего остановит прокачку дизельного топлива по нему, внесет некоторый хаос в логистику западных регионов Украины, а также немного увеличит цену на дизтопливо. Однако хаоса на рынке не предвидится. Спецпошлина, введенная летом 2019 года, позволила существенно снизить долю дизтоплива, которое поставляла в Украину компания "ПрикарпатЗападтранс". Таким образом властям удалось максимально смягчить тот удар, который могли нанести санкции Украинскому рынку.
Также вполне вероятно, что "сливки" с санкций против Медведчука снимут другие поставщики. Выручка из-за ухода российского дизеля с украинского рынка может увеличиться и у украинских НПЗ.
Существует определенная вероятность ответных действий со стороны России, президент которой неоднократно заявлял о своей поддержке Медведчука. Однако в этом случае российское дизтопливо может и дальше поставляться в Украину через Беларусь.
Также существует вероятность удара по газовому бизнесу Медведчука. Однако в этом случае вытеснить российский автогаз с Украины будет очень непросто. И это будет гораздо больнее для конечного потребителя, чем закрытие дизелепровода.
Степан Крьока, специально для Delo.ua