- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Пересмотрев подход к закупкам, мы сэкономили за год около $1 млн — гендиректор "Датагруп"
Какие три слова могут описать трансформации в компании за те два года, что вы занимаете должность?
Основная канва и концепция того, чего я пытался достичь, — построение платформы для дальнейшего развития, органического и неорганического роста компании. Ключевыми элементами стали IT-трансформация, цифровизация и команда.
Главное слово здесь — команда. Если в компании нет "вместе" и "мы" — ничего не получится, даже если ее руководитель знает, что, как и когда нужно сделать. Мы нашли возможности для объединения всех и мотивации каждого.
Также мы запустили масштабное реформирование IT-инфра‑структуры компании, что привело к упрощению внутренних и внешних процессов. Например, пересмотрели подход к закупкам, за счет чего удалось сэкономить за год около $1 млн. Уже сама по себе такая инновация полезна. Но когда их набирается несколько десятков, происходит качественный скачок. Поэтому могу смело сказать, что мы достаточно инвестировали как в людей, так и в "железо", софт- и хард-инфраструктуру.
Какова роль "Датагруп" в общем тренде цифровизации Украины? Какие технологии станут решающими для страны?
Мы входим в пятерку компаний, которые создают тренд цифровизации. Под этим словом я понимаю технологии, которые, с одной стороны, приводят к росту ВВП, а с другой — помогают сделать жизнь людей более комфортной.
Цифровизацию в реалиях Украины не нужно воспринимать как что- то революционное. Это эволюционный процесс, который проникает во все отрасли. Другими словами, недостаточно запустить один новый процесс, в то время как остальные работают по-старому. Цифровизация меняет работу каждого бизнеса и то, как он взаимодействует с клиентом и внутри себя. То, что раньше требовало несколько дней, сегодня может и должно решаться за часы или минуты.
Что вы имеете в виду, когда говорите об улучшении комфорта людей?
Создание "умных" городов. Здесь есть несколько стадий развития. Если начинать с нуля, то с безопасности. Первый шаг — возможность контролировать уровень преступности или эффективно с ней бороться, имея камеры и координационный центр. Многие маленькие города делают ошибки ("Датагруп" как раз плотно работает с такими населенными пунктами): установили много камер, а остального нет. Ни правильно построенного хранилища, ни правильного софта, ни системы, которая может эти данные обрабатывать. И если потом нужно ставить систему, оказывается, что камеры не подходят, не принимают данные так, как нужно, чтобы система их обрабатывала. Для изменений необходима государственная концепция или общепринятые нормы и правила, чтобы небольшим городам было на кого равняться. А главное, нужны маленькие города-лидеры, которые уже становятся "умными". Как Гадяч, к примеру.
Может ли Киев стать иконой стиля в этом плане?
Может. Более того — должен. Есть примеры эффективности этой системы: когда похитили ребенка и его в течение 24 часов нашли. Чем больше будет таких примеров и обмена опытом, тем большим будет прогресс.
Второй шаг — энергоэффективность. Например, существуют технологии, которые собирают данные со счетчиков удаленно. Это повышение эффективности в сборе всех платежей, в управлении нагрузкой системы и т.д.
Из того, что действительно поменяет жизнь к лучшему большей части наших граждан, — это электронная медицина. Это хорошо, что она приоритетна для всех уровней и на нее выделяют деньги. Я видел проекты новых амбулаторий, это классные современные здания с хорошим наполнением, инфраструктурой, и в этому году планируется создать не менее 500 таких центров. В Украине 13 млн человек живут в сельской местности, а это треть населения страны. Электронная медицина поможет сделать их жизнь лучше, даст им возможность консультироваться с квалифицированными врачами.
Внедрение современных технологий в школьное образование, особенно в сельской местности, тоже позитивный тренд, который не только улучшит жизнь сейчас, но и построит платформу роста для страны в будущем.
Каким вы видите свой вклад в цифровое развитие?
Мы понимаем: чтобы все эти технологии "взлетели", нужно построить инфраструктуру. И если в городе или селе будет прекрасная амбулатория, красивая современная школа с мультимедийными досками, но не будет связи — все это не заработает. Тема инфраструктуры горяча сейчас. Еще зимой мы ее обсуждали на встрече с премьером, когда говорили о цифровой стратегии Украины. Тогда озвучили большие суммы — $9 млрд, которые нужно потратить на то, чтобы подключить всех к интернету.
Конечно, это позитивное мышление в правильном направлении. Можно сделать намного быстрее и дешевле, почти в тысячу раз. Вариантов ровно два: либо тянуть "оптику", что дорого и долго, либо обеспечить радиодоступ беспроводными технологиями — мобильной связью или спутником. Мне кажется, что проблема цифрового разрыва и проблема отсутствия инфраструктуры связи в мелких населенных пунктах важнее интересов одной компании или даже отрасли. Наверное, потому премьер и озадачился ею. Поэтому я считаю, что нам нужен комбинированный подход. Должна быть построена наземная инфраструктура, а провайдерам мобильной связи нужно дать эффективную возможность развернуть свои сети в низких диапазонах, чтобы покрыть более широкий доступ. А чтобы не ждать годы, когда это случится, и получить эффект уже сейчас, — поставить спутник. Таким образом мы можем подключить все школы и фельдшерско-акушерские пункты страны за 3-6 месяцев.
Предпринимались ли какие-то шаги по спутниковому покрытию?
Мы тестировали этот проект в отдаленных сельских школах, предоставляя спутниковые комплекты. Дети были счастливы! Но у нас пока нет возможности протестировать необходимость всех школ в интернете. Когда она появится — будет другой разговор. Спутник дает не только стабильный канал, но и возможность собрать статистику и понять, нужно тянуть "оптику" в эту школу или нет. Ведь если там все по старинке и другие элементы цепочки не готовы, то зачем тратить на это деньги сейчас? Таким образом, за счет статистики можно оптимизировать другие программы. Тогда эти 200-300 млн грн, которые мы предложили потратить на спутники, окупят себя несколько раз.
Какой должна быть идеальная стратегия программы "интернет в каждый дом"?
Если бы я управлял страной как компанией, я бы, наверное, просто строил бы "оптику" в 20% сел, остальное покрыл бы, где можно, мобильной связью, а где ее нет — спутником. Комбинировал бы, мы же не самая богатая страна в мире. Даже Турция подключила 4 тыс. школ по спутнику. То есть они тоже понимают, что им не нужно тянуть через пещеры Каппадокии оптоволокно, а лучше поставить спутник.
Сейчас модно говорить, что бизнес ХХІ века — это больше не о прибыли, а о ценностях…
Я с этим согласен. Но! Компания, как и любой человек, должна дорасти до концепции благотворительности. А компания — это люди. Поэтому на общество мы влияем через наших сотрудников: это две тысячи человек, и они по всей Украине. Мы создали программу финансовой помощи сотрудникам — DataHelp, и когда у кого-то из наших коллег случается беда, сотрудники собирают деньги, а компания частично или полностью компенсирует расходы на лечение в пределах 50 тыс. грн. В зависимости от ситуации материальную помощь может получить как сотрудник, так и его ближайший родственник. С помощью таких программ и инициатив мы расширяем понимание ответственности не только в рабочих вопросах, но и в личных тоже.
Невозможно долго сохранять эффективность, делая нелюбимое дело и не умея получать от процесса удовольствие. Что в работе приносит вам удовольствие?
Результат, который заметен каждому. Приятно, когда изменения замечают клиенты. Но особенно радует, когда о них говорят сотрудники. Клиент быстрее заметит, что что-то меняется, чем тот, кто внутри процесса. Поэтому, когда уже и сотрудники говорят, что стало лучше, это меня вдохновляет и мотивирует продолжать трансформацию, дает больше сил для дальнейшего движения вперед.