НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Перспективный рынок: почему выгодно инвестировать в производство гофрокартона

Перспективный рынок: почему выгодно инвестировать в производство гофрокартона
Delo.ua исследовало украинский рынок картона и гофрокартона, чтобы понять ключевые проблемы данного сегмента

В Украине на рынке картона и гофрокартона работает более 30 предприятий, где установлено оборудование для полного цикла изготовления картонных и гофрированных листов и упаковки. Лидерами в данной нише являются "Киевский картонно-бумажный комбинат" и "Рубежанский картонно-тарный комбинат". Мощности по переработке вторичного сырья киевского КБК составляют более 1500 тонн в сутки. Проектная мощность "Рубежанского картонно-тарного комбината" для производства гофротары составляют 112 млн квадратных метров в год. Этих мощностей хватает, чтобы обеспечить изделиями всех клиентов. "Мы работаем с поставщиком, который производит для нас упаковку высокого качества и по приемлемой цене, также мы отталкиваемся от близкого расположения завода к фабрике "Филип Моррис" с точки зрения логистики, а саму доставку осуществляет поставщик. У поставщика прозрачная структура ценообразования. Ценообразование продукции, основные составляющие затрат дают нам понимание, почему и как меняется цена," — рассказывает директор по корпоративным связям "Филип Моррис Украина" Наталья Бондаренко. Некоторые компании по изготовлению картонной упаковки и гофрокартона в Украине являются предприятиями иностранных холдингов. Например, "Дунапак Украина" принадлежит подразделению "Dunapack Packaging", которое является основным направлением австрийского концерна "Prinzhorn Holding". В Украине "Dunapack Packaging" представлен двумя заводами в Херсонской и Львовской областях. Общие инвестиции в "Дунапак Таврия" составили 40 млн евро, а производство занимает 4 место на украинском рынке сбыта. В совокупности два завода австрийского концерна "Prinzhorn Holding" занимают около 10% от всего украинского рынка. "Киевский картонно-бумажный комбинат" — одно из крупнейших предприятий Европы по производству картонно-бумажной продукции, также является частью австрийской компании Pulp Mill Holding. В общем объеме выпуска целлюлозно-бумажной продукции в Украине доля комбината составляет около 30%.  По данным Государственной фискальной службы Украины, в 2018 году было импортировано бумаги и гофрокартона на сумму $4 691 (3 515 тонн), что на 29% больше, чем в 2017 году ($3 318/2861 тонну). При этом некоторые производители картона умудряются еще и экспортировать свою продукцию. Так, в прошлом году было продано за границу картона на на сумму $10 852 (8 169 тонн), а в 2017 году на $8 692 (6 724 тонны). Такая маленькая сумма обусловлена тем, что изделие из картона и гофрокартона далеко возить нерелевантно, плюс в Европе данный рынок более развит, чем у нас.

Что происходит на рынке

На рынке существует проблема — нехватка макулатуры (вторичного сырья) для изготовления картона и гофрокартона. Ее предприятиям необходимо примерно 1,1 млн тонн в год, а удается заготовить только 750 тысяч тонн. Учитывая ежегодный рост рынка на 3-7% и дефицит сырья, производители вынуждены импортировать макулатуру для производства картона и гофрокартона. В Украине потребность во вторсырье для производства картонно-бумажных изделий под установленные производственные мощности на сегодняшний день составляет около 1,25 млн тонн в год. 
Что касается информации об источниках поставки сырья, объемах производства и ценообразовании, то в этом плане предприятия стараются не распространяться. Такую информацию, как правило, производители относят к категории коммерческой тайны.
"Сфера производства картонно-бумажной продукции достаточно сложная. Основной ассортимент производимой в Украине продукции (тароупаковочные виды бумаги и картона, бумажные изделия санитарно-гигиенического назначения) нацелен для реализации внутри страны и практически полностью удовлетворяет потребности внутреннего рынка. Существует определенная конкуренция среди отечественных товаропроизводителей, которая позитивно влияет на повышение качества и расширение ассортимента отраслевой продукции", — рассказал исполнительный директор ассоциации "УкрПапир" Эдуард Литвак. Потребителями макулатуры в основном являются украинские картонно-бумажные предприятия. Однако ввиду дефицита предложений от отечественных заготовителей макулатуры отраслевые предприятия вынуждены ежегодно покупать вторичное сырье за пределами Украины. Основными импортерами макулатуры в Украине являются такие крупные предприятия, как "Киевский картонно-бумажный комбинат" и "Рубежанский картонно-тарный комбинат". Далее за лидерами выстроились: Кохавинская бумажная фабрика, Картонно-бумажная компания (Львов), Измаильский целлюлозно-картонный комбинат, Понинковская картонно-бумажная фабрика, Луцкая картонно-бумажная фабрика. "Именно с целью сокращения импортных закупок вторичного сырья за пределами Украины, на что ежегодно расходуется около $80 млн, ассоциация "УкрПапир" уделяет особое внимание повышению эффективности заготовительной системы в Украине путем внедрения современных методов обращения с твердыми бытовыми отходами с учетом европейского опыта", — отметил Эдуард Литвак.

Как развивается рынок в Украине

Как отмечают игроки на рынке, в Украине по европейским меркам рынок картона развит недостаточно сильно. Например, на сегодняшний день рынок гофротары в Украине в три раза меньше, чем в Польше, которая является одной из стран-экспортеров вторичного сырья в Украину, что указывает на то, что у них имеются заводы по первичной переработке макулатуры и производству картонно-бумажных изделий.  Предприятия по производству картонно-бумажных изделийзапускаются в Украине в первую очередь исходя из географического расположения конкурентов. Если один из регионов страны перенасыщен производителями, новым игрокам на рынке необходимо провести анализ других регионов, где развито сельское хозяйство, но с низкой конкуренцией уже существующих компаний по производству картона и гофрокартона. Так как в данной нише можно завоевать долю рынка исходя из принципа "кто первый, тот и хозяин". Плюс картонную тару невыгодно возить на большие расстояния, поэтому производители в силах завоевать заказчиков, которые расположены недалеко от производства. Учитывая совокупность всех затрат, транспортировка на большие расстояния не релевантна для данного изделия.  "В Евросоюзе при доставке гофротары транспортное плечо составляет, как правило, до 300 км, крайне редко — до 500 км. Потому все гофропроизводители размещены в местах сосредоточения их клиентов, потребителей гофротары," — рассказал исполнительный директор "Дунапак Таврия" Константин Турыгин. По этой же причине, исходя из статистики Государственной фискальной службы Украины, мы имеем низкие показатели экспорта. Хотя в киевском КБК утверждают, что на экспорт отправляют коробочный картон, туалетную бумагу, полотенца, салфетки, бумагу-основу и гофротару, которую покупают Беларусь и Молдова. В первую очередь, чтобы рынок макулатуры показывал лучшие результаты, необходимы внутренние и внешние инвестиции. Это большие суммы — от 500 млн евро и до миллиардов. Для привлечения инвестора необходимо показать наличие сырьевой базы в стране, которой на данный момент нет. Также для экспорта необходимо соблюдать стандарты качества на продукцию, которые определяют требования или рекомендации в отношении товара, а также могут быть способом описания метода измерения, испытания в конкретном секторе. В каждой европейской стране стандарт идентифицируется ссылочным кодом с содержанием буквы "EN". Оборудование, которое производит данный тип продукции, должно быть сертифицировано исходя из директивы ЕС.  Для обеспечения сырьем всех производителей необходимо создать сырьевую базу, развивать культуру сбора макулатуры, открывать пункты приема и получить поддержку на законодательном уровне, делая этот рынок более прозрачным. Именно из-за малого количества сырья, которое сегодня имеется в Украине, украинский рынок макулатуры остается непривлекательным для иностранного инвестора.  "В Украине нет производителей целлюлозной бумаги (крафтлайнера и SC флютинга) под нужды гофрокартонщиков. Все наше сырье производится из макулатуры, которой Украина также сама себя не обеспечивает. Ранее макулатура импортировалась из России, сейчас из прилегающих стран Европы", — подчеркнул Турыгин. Вся макулатура, которую собирают на территории Украины, уходит на переработку. В стране нет точной статистики, сколько ее собирается за год, так как этот рынок частично находится в тени. На сегодняшний день около трети используемой в производстве макулатуры мы ввозим из Румынии, Польши, Венгрии и Австрии. Чтобы снизить долю импорта, необходимо увеличить количество и улучшить качество сырья, которое мы собираем внутри страны. Также необходимо, чтобы в Украине приняли закон об упаковке, и начал работать принцип расширенной ответственности производителя, когда производитель и импортер товаров принимает на себя обязательство по утилизации выпущенной или ввезенной продукции в конце ее жизненного цикла. Тогда часть затрат по сбору бумажной и пластиковой упаковки будет закрываться за счет производителей. То есть им необходимо закладывать в себестоимость продукции затраты на сбор и направление на переработку отходов упаковки. Таким образом, затраты на сбор, в особенности от населения, будут оправдываться.  Также любой производитель, который впервые выходит на рынок — как маленький, так и большой — должен полностью обеспечивать сбор и отправку отходов производимой упаковки (например, отходы бумаги и картона) заготовителям, а те уже — на картонно-бумажные комбинаты.  "На мой взгляд, также необходимо, чтобы все процессы по сбору макулатуры от населения осуществлялись через отдельные специальные центры. Это позволит уменьшить количество сырья, которое ежедневно "изымается" из контейнеров для раздельного сбора "неформальным сектором", и которое будет будет оставаться в контейнерах для раздельного сбора для дальнейшего его вывоза на сортировку", — говорит эколог Татьяна Омельяненко. По словам исполнительного директора "Дунапак Таврия" Турыгина, Украина импортирует около 50% вторичного сырья для производства бумаги. Это происходит из-за того, что в нашей стране нет культуры сбора макулатуры, как в Европе. В основном отходы из Украины отправляют европейским компаниям по переработке макулатуры, и только после этого вторсырье привозят в Украину, и уже в нашей стране из него делают картон и гофрокартон. Данная ниша еще не до конца заполнена в стране, и ее можно развивать, начиная от запуска производства сбора и переработки макулатуры, заканчивая производством картонно-бумажных изделий.  Также проблема состоит в плохо развитой культуре сбора макулатуры, несмотря на то, что многие предприятия, супермаркеты, мелкие магазины, а также частные лица уже сортируют мусор и самостоятельно собирают дома макулатуру, отвозя ее впоследствии в специальные пункты. Соответственно, когда в Украине будет налажена система сбора и сортировки вторсырья, картина на рынке картона и бумаги существенно изменится. Пока же игроки на рынке отмечают, что на сегодняшний день активность украинцев по сдаче макулатуры слишком низкая, чтобы закрыть потребность производителей. 

Свободная ниша

Картонное и бумажное производство является безотходным и перспективным для Украины. Из древесины делают бумагу, затем отходы бумаги или картона отправляют на переработку, где из вторсырья снова производят бумагу, картон и гофрокартон. Это бесконечный и безвредный для окружающей среды процесс, в отличие, например, от производства изделий из пластика, бумага быстро разлагается в земле либо вторично применяется в производстве.  Из-за экологической мировой угрозы в рамках Ассамблеи ООН около 170 европейский стран до 2030 года обязались сократить использование пластиковой тары. Что касается Украины, проблема сортировки и переработки мусора стоит очень остро. С 2018 года был принят закон об обязательной сортировке мусора и запрете вывоза на полигоны. Но на практике эти требования не выполняются, и на сегодняшний день обрабатывается около 5% от всей массы мусора. Поэтому картон, гофрокартон и другие изделия для упаковки все больше пользуются спросом. Последние годы тенденция на отказ от пластиковой тары набирает обороты, появляются заказчики и потребители, которые не хотят использовать пластик, соответственно, у производителей картонной тары будут расти объемы производства.  Также в Украине активно развивается сельское хозяйство, в 2018 году рост составил 7,8% по сравнению с 2017 годом (самый высокий показатель с 2013 года), доля экспорта увеличилась на 5%. Данный фактор может повлиять на развитие рынка картона и гофрокартона, так как АПК является одним из активных заказчиков данной тары. Высокий спрос на упаковку из картона и гофрокартона стимулирует рынок расти и бороться за каждого клиента.