- Категория
- Агро
- Дата публикации
Плохие новости для аграриев: цены на дизельное топливо накануне посевной могут взлететь
Новый сезон может начаться с роста цен на топливо, если Межведомственная комиссия по международной торговле решит ввести дополнительную пошлину на импорт. Об этом в своей колонке пишет главный редактор "Agravery" Наталья Гузенко.
Напомним, что в конце января "Укртатнафта", "Укрнафта" и "Укргаздобыча" подали совместную жалобу в Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины по факту антиконкурентных действий при поставках в Украину российского дизтоплива и сжиженного газа.
По информации Agravery.com, заседание МКМТ должно пройти 21 февраля, и есть вероятность, что решение будет принято в пользу нефтяного триумвирата. На запрос пресс-служба Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины ответила, что сейчас там изучают материалы соответствующей жалобы. Уточнить, когда же будет заседать МЭРТ, пишет Гузенко, там не смогли.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.ua"Но что это за пошлина, почему на нем настаивают заводы и что с того аграриям? Всего в год Украина потребляет примерно 6,5 млн тонн дизельного топлива. Из них по состоянию на 2019 год большая часть — импорт из Беларуси и России, частично импорт морем и производство на украинских нефтеперерабатывающих заводах. По состоянию на 1 полугодие 2019 года, согласно материалам жалобы, которая есть в распоряжении Agravery.com, это было 0,34 млн тонн, из которых "Укртатнафте" и "Укргаздобыче" принадлежало 95%", — пишет Наталья Гузенко.
В жалобе говорится, что "наиболее угрожающими (поскольку являются субсидируемыми) для национальных производителей являются объемы импорта происхождением из Российской Федерации", а также то, что российские НПЗ "Лукойла" и "Роснефти" только в первом полугодии получили скидку на сырую нефть в размере 4,7%.
"Украинские производители настаивают на компенсационных мероприятиях в виде пошлин субсидированного импорта по ставке 8,46%", — говорится в распространенной новости. Зато в жалобе прописано, что каждый год пошлина должна расти до 25,4% в 2024 году.
Авторы жалобы утверждают, что введение пошлин не приведет к дефициту и росту цен, поскольку рынок импортных поставок из Беларуси, Литвы, Польши, морских танкерных поставок и внутреннего производства является конкурентным. "Введение пошлин приведет к перераспределению долей рынка от российских поставщиков в пользу производителей из других стран и будет способствовать росту внутреннего производства и снижению себестоимости украинских нефтепродуктов", — говорится в обращении.
Директор по коммерческим вопросам АО "Укргаздобыча" Сергей Федоренко, в свою очередь, заявил: "Все крупные покупатели уже заключили годовые контракты, поэтому как минимум до конца года цены за формульными контрактами крупных сетей, крупных трейдеров зафиксированы. А если кто-то захочет манипулировать и зарабатывать дополнительные деньги, то этим должен заниматься Антимонопольный комитет". Но эксперты и игроки рынка не уверены, что прогнозы сбудутся. По мнению руководителя "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, введение пошлин разрушит баланс рынка, увеличит долю Беларуси до 60% и повысит риски сбоев в обеспечении топливом, ведь возможности украинских производителей ограничены двукратным увеличением переработки, что в лучшем случае позволит увеличить рыночный вес с 12% до 25%.
"Демпинга со стороны российских экспортеров не было. Импортные нефтепродукты, включая российские, продаются в Украину с премиями к мировым котировкам. Так, на 2020 год украинские компании заключили контракты на российское дизельное топливо с премией к европейским котировкам до $35/т, ведь Украина остается импортозависимой страной с 88% долей импортного дизтоплива", — говорит Куюн.
Средняя цена дизеля в ЕС в прошлом году была 600$/т. По оценкам "А-95", только на первом этапе введения пошлин рост цен на дизтопливо составит минимум 1,1 грн/л, что в национальном масштабе будет означать увеличение расходов потребителей на 11 млрд грн в год.
С точки зрения государства, наверное, стоит сделать национального производителя более мощным, но кто-то должен за это заплатить, говорит директор Первого украинского сельхозкооператива "ПУСК" Александр Буюкли.
"И скорее всего будет как с удобрениями. Только перекрыли границы, цены пошли вверх. Все же знают обо всем — только закроют Россию, все, что входит Черным морем, поднимется в цене", — отметил он.
Для аграриев накануне посевной новость о том, что топливо может подорожать, является плохим известием. "Это будет мощный удар по сельхозпроизводителям — топливо и так дорогое, а то будет еще дороже. И, в итоге, платить за это будет потребитель", — рассказывает председатель ФХ "Ляшенко" Александр Ляшенко. "Если у нас с РФ идет война, во время военного положения надо все ограничивать. Но цены на нефтепродукты у нас высокие, тем более, что государство постоянно экспериментирует над нами, вводя различные лицензии на хранение топлива и прочее. У меня такое впечатление, что на аграриях вновь пытаются отыграться", — отметил в свою очередь председатель ООО "Новые Аграрные Технологии" Иван Избинский.
Если посевную часть аграриев, даже в случае подорожания топлива, сможет перенести без особых потерь — многие заранее уже закупили топливо, то весь сезон может стать проблемным, ведь значительные затраты дизеля продлятся до конца вывоза урожая с полей.