НБУ курс:

USD

41,84

--0,02

EUR

43,51

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,25

EUR

44,28

44,10

Почему частные угледобытчики "терпят бедствие"

В мае две малые угледобывающие компании заявили о желании распрощаться с некоторыми украинскими активами. "Свободные" добытчики не выдерживают экономику на падающем рынке

Малые угольные компании в Украине постепенно сворачивают бизнес. Так, 24 мая текущего года канадская компания EastCoal Inc. с угольными активами в Украине инициировала санацию ООО "Интер-инвест уголь", являющегося оператором шахты им. Менжинского (она же "Мария-Глубокая"), добывающей коксующиеся угли. Еще один производитель энергетического угля в Украине — Sadovaya Group — ищет покупателя на свою шахту"Рассвет-1".

Основными причинами такого отказа от угольных активов компании называют проблемы со сбытом продукции. Означает ли это, что "вольная добыча" в Украине не выдержала конкуренции с двумя крупнейшими игроками рынка — государственным "Углем Украины" и ДТЭК Рината Ахметова?

Смежники подвели

Компания EastCoal решила избавиться от своего актива, поскольку ситуация, сложившаяся на украинском рынке коксующегося угля, складывается не в пользу добытчика. Так, по данным предприятия, цена угольной продукции шахты "Мария-Глубокая" снизилась на 40% по сравнению с 2012 годом, составив в марте 2013 года 900 грн./тонн (годом ранее — 1269-1467 грн./тонн). При этом постоянные затраты — стоимость электроэнергии, водоснабжения и отведения, расходы на оплату труда и модернизацию устаревшего оборудования — продолжали расти.

В такой ситуации для компании просто невыгодно содержать убыточное предприятие. При этом средства, которые планируют получить от реализации имущества "Мария-Глубокой", решено направить на погашение существующей задолженности по заработной плате в размере 10 млн. грн. В 2012 году по сравнению с 2011 годом, компания EastCoal сократила производство на 4% (до 81,2 тыс. тонн), а доход от реализации угольной продукции — на 11%, с 94 млн. грн. до 83 млн. грн.

По словам эксперта Института энергетических стратегий Юрия Корольчука, главным рычагом влияния на данный бизнес стал спад производства в металлургической и тесно связанной с ней коксохимической промышленности страны. Так, по данным объединения "Металлургпром", в 2012-м объем выплавки стали в Украине сократился на 6,6% в сравнении с 2011-м, до 32,4 млн. тонн. При этом украинское производство металлургического кокса (6%-й влажности) в 2012 году снизилось приблизительно на 3,3% в годовом соотношении, до 18,928 млн. тонн. Поступление углей украинской добычи на коксохимы страны за прошлый год уменьшилось на 13%, до порядка 15 млн. тонн.

В самой же компании отмечают, что из-за высокой цены на природный газ (за прошлый год она выросла на 6,5%, достигнув $426 за тыс. куб. м. на границе Украины и РФ) металлургические предприятия начали внедрять установки по вдуванию пылеугольного топлива (ПУТ) в доменные печи. Они позволяют отказаться от природного газа при производстве чугуна и снизить потребление кокса. Но при этом резко возрастают требования к технико-технологическим характеристикам угольного сырья для ПУТ, что влечет необходимость в лучшем качестве коксующегося угля.

Украинский уголь — высокосернистый; содержание данного элемента в нем — 1,5-2%, в то время как в импортных аналогах — 0,5-0,6% (что является показателем более высокого качества сырья). А понижение цен в 2012 году на австралийские и канадские угли высшего качества — на 35-40 $/тонн — спровоцировало падение внутренней стоимости и появление в стране профицита угля в размере примерно в 5 млн. тонн на конец апреля 2013 года (данные ряда источников).

Корольчук подчеркивает, что из-за профицита с начала 2013 года обсуждался вопрос ограничения импорта этой продукции. В итоге это привело к тому, что Кабинет Министров постановлением №225 от 13 марта ввел квоту на импорт угля(коксующегося, битуминозного и других видов) в объеме 10,2 млн. тонн на 2013 год и фактически запретил импорт кокса. "Частная компания, не имеющая слишком большого влияния на рынок и госструктуры, не смогла противостоять подобной политике государства", — констатирует эксперт.

Мало и много

2012 год негативно отразился и на Sadovaya Group. Компания в прошлом году сократила продажи угля в годовом выражении на 55% — до 570 тыс. тонн из-за низкого спроса на продукцию. Возникновение же в стране угольного профицита спровоцировало падение добычи на 15% — до 407 тыс. тонн и сокращение извлечение угля из отвалов на 85,7% — до 7,985 тыс. тонн. Резкое падение продаж в IV квартале 2012 года привело Sadovaya Group к убыткам по итогам 2012 года в размере $14,567 млн., тогда как 2011 год компания завершила с чистой прибылью $10,332 млн.

По словам Юрия Корольчука, действительно, сейчас малые частные производители сокращают добычу. "В среднем на 50-70%. Показателен пример Sadovaya Group. У них выручка в первом квартале сократилась на 98% (до $287,489 тыс.) по сравнению с прошлым годом", — отмечает он.

Собеседник Delo.UA подчеркивает, что по компаниям ударил общий кризис перепроизводства угля, а также неспособность договориться с государством и ДТЭК (как крупнейшим производителем угля и его наибольшим негосударственным потребителем для нужд энергогенерации) о сбыте угля. "Это яркий пример того, когда переоценивают свои возможности", — отмечает Корольчук. В то же время на рынок проблемы мелких добывающих компаний существенно не повлияет. "Частные шахты, кроме ДТЭК, занимают примерно до 10% рынка угледобычи", — говорит эксперт.

Проблемы со сбытом продукции, кстати, возникают в последние месяцы у всех игроков отечественного углепрома. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, в апреле добыча угля предприятиями всех форм собственности сократилась по сравнению с мартом на 7,9%, или на 571,2 тыс. тонн, до 6680,3 млн. тонн, а в сравнении с аналогичным периодом-2012 — на 4,3%, или на 306,6 тыс. тонн. А за четыре месяца 2013-го, по данным отраслевых профсоюзов, в январе-апреле 2013 года угледобыча в стране снизилась на 5% — до 27,8 млн. тонн с 29,3 млн. тонн за январь-апрель прошлого года.

Планы на будущее

В компаниях отмечают, что не намерены совсем покидать украинский углепром. На данном этапе EastCoal обсуждает различные варианты дальнейшей работы на украинском рынке. В частности, здесь планируют продолжить реализацию проекта на шахте "Вертикальная", добывающей антрацит высокого качества.

Sadovaya Group располагает иными планами. Благодаря завершению строительства первого обогатительного комплекса по переработке отвалов компания планирует получить 80 тыс. тонн продукции, хотя мощности этого комплекса оцениваются в 180-280 тыс. тонн угля в год. Помимо того компания намерена сфокусироваться на увеличении экспорта в структуре продаж. В частности, в апреле нынешнего года входящая в группу компания "Интердон" заключила экспортный контракт, согласно которому должна поставить внешним потребителям в апреле 0,5 тыс. тонн, в мае — 2-5 тыс. тонн, с июня — свыше 5 тыс. тонн угольной продукции.

Де-факто, малые компании не собираются уходить с отечественного рынка. Но в условиях общего профицита угля в стране они резко сужают поле для маневра в конкуренции с более крупными предприятиями. В такой ситуации малым игрокам приходится сначала сокращать расходы на добычу, а потом — и численность персонал ( как и сделала в феврале уже упомянутая EastCoal), а после и вовсе избавляться от невыгодных активов. Поэтому в ближайшее время можно ожидать, что соперничество на отечественном угольном рынке продолжат только государство и энергохолдинг Рината Ахметова.