НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Почему Украина не получит 10 лет гарантии на дороги

Почему Украина не получит 10 лет гарантии на дороги
Почему обещания Мининфраструктуры внедрить десятилетние гарантии на дороги невыполнимы в украинских реалиях, разбиралось Delo.ua
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян анонсировал переход Украины к десятилетним гарантиям подрядчиков на качество ремонта автодорог. Он объяснил, что теперь компания-подрядчик в течение 10 лет в случае любых дефектов будет устранять их за свой счет.

Министр напомнил, что второй год в Украине все компании, осуществляющие дорожные работы, дают гарантии минимально на пять лет. Что на сегодняшний день могут гарантировать дорогостроител и почему заявления министра невыполнимы? И даст ли это уверенность в том, что дороги не сойдут весной вместе со снегом?

Как это работает

В Украине законодательно действуют оформленные стандарты по межремонтным срокам эксплуатации дорожного покрытия. Как рассказали в "Укравтодоре", есть документ по государственным строительным нормам Украины — "Автомобильные дороги. Часть I Проектирование. Часть II Строительство", изданный в 2015 году. Этот документ устанавливает технические требования к проектированию нового строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования.

По данным "Укравтодора", между капитальными ремонтами дороги I-й технической категории (расчетная перспектива более 14 тыс. автомобилей в сутки) для цементобетонных дорог должно пройти 18 лет, а для асфальтобетонных — 12 лет.

В этом же документе установлены минимально допустимые сроки эксплуатации годности элементов дорог.

Есть еще один документ — СОУ 42.1-37641918-128: 2014 "Руководство по принятию работ по текущему среднему ремонту автомобильных дорог общего пользования", которого нет в открытом доступе. Данный документ устанавливает порядок принятия работ по текущему среднему ремонту на дорогах общего пользования и искусственных сооружениях на них. С помощью текущего среднего ремонта дорог восстанавливают необходимых транспортно-эксплуатационных показателей проезжей части, исправляют незначительные повреждения отдельных элементов дороги.

В "Укравтодоре" отмечают, что этот документ устанавливает гарантийные сроки эксплуатации отдельных конструктивных элементов объекта, в частности для поверхностных обработок — 2 года, для тонкослойных покрытий из литых эмульсионно-минеральных и асфальтобетонных смесей — 3 года. В этой части чем сложнее ремонт, тем больший срок гарантии.

Директора Национального Секретариата CoST Натальи Форсюк объяснила, чтобы определить, какие гарантийные сроки для каких ремонтных работ устанавливаются, необходимо руководствоваться действующим законодательством и договором между заказчиком и подрядчиков в каждом случае.

"Нормы межремонтных сроков между капитальными и текущими средними ремонтами устанавливаются в зависимости от интенсивности движения, типа покрытия и категории участка дороги. Для капитальных ремонтов межремонтный срок устанавливается от 5 до 21 года. Для средних ремонтов — от 2 до 10 лет", — отметила Форсюк.

5.10.

Но стандарты относительно межремонтных сроков эксплуатации дорожного покрытия и гарантии подрядчиков на качество ремонта автодорог — не одно и то же. По слова министра инфраструктуры, в Украине с 2016 года все компании, осуществляющие дорожные работы, дают гарантии на эксплуатацию отремонтированных дорог минимум 5 лет.

Это означает, что компания-подрядчик в течение 5 обязуется в случае любых дефектов устранять их за свой счет.

Это заявление звучит странно, потому как в апреле 2017 года руководитель Государственного агентства автомобильных дорог Украины ("Укравтодор") Славомир Новак сообщил, что в ведомстве планируют изменить подход к тендерным условиям, которые будут предусматривать не менее 5 лет гарантии на выполненные работы.

"Прежде всего "Укравтодор" планирует изменить подход к тендерным условиям, которые будут предусматривать соответствующий опыт работы и портфолио успешных проектов, не менее 5 лет гарантии на выполненные работы и 5% банковской гарантии от стоимости договора", — говорил тогда Новак.

Дело в том, что в Украине "основная масса" дорожных работ — это текущий средний ремонт. Во всей документации в Prozorro подрядчик в проект договора вставляет уже упомянутые сроки гарантии, не меняя их соответственно.

Например, если посмотреть в системе Prozorro, завершенный тендер по текущему среднему ремонту автомобильной дороги М-12 Стрый-Тернополь-Кировоград-Знаменка (через Винницу) в пределах Винницкой области, то в проекте договора указано, что "Исполнитель гарантирует качество и возможность эксплуатации объекта выполненных работ (оказанных услуг) со следующими гарантийными сроками", и указаны уже знакомые показатели.

Ключевой показатель — асфальтобетонное/цементобетонное покрытие, ведь именно на него нужно ориентироваться, говоря о сроках гарантии текущего среднего ремонта. Эта цифра точно не определена — от трех до восьми лет, — и зависит именно от договора с заказчиком. Но стоит отметить, что уже в последних объявленных тендерах цифры в разделе асфальтобетонное/цементобетонных покрытий другие — гарантия от 6 до 10 лет. В "Укрцементе" также сообщили, что за 2017 год усредненный показатель гарантии на отремонтированные дороги — 5 лет.

Более того, документов, который бы обязывал подрядчиков давать 5-летние гарантии на ремонтные работы в Украине нет.

Замминистра инфраструктуры Юрий Лавренюк, отвечая на вопрос о документе, который бы обязывал всех подрядчиков, ремонтировавших дороги, переходить на гарантию в 5 лет, уточнил, отметил, что "Укравтодор" сейчас принимает выполненные работы и уже по результатам будет подписываться договор, в котором и буде фигурировать норма гарантии в 5 ле.

"Сейчас по концу года много работы, сейчас "Укавтодор" принимает работы, и потому с подрядчиками "Укравтодор" до конца не рассчитался. У нас есть программа CoST, которая контролирует качество выполнения работ, есть предприятие "Укравтодора" — "Доркачество", который проводит замеры и после этого составляет акт о качестве выпаленной работы. И после этого подписывается конечный договор и проводится конечный расчет и тогда уже в этом договоре есть гарантия этих работ", — отметил Лавренюк.

Точно неизвестно, когда Украина перешла к пятигодичным гарантиям. Вместе с тем, по словам министра инфраструктуры, Украина в скором времени перейдет к десятилетним гарантиям подрядчиков на качество ремонта автодорог.

Следим за руками

Эксперты утверждают, что такой инструмент, как гарантия на качество ремонта автомобильных дорог, давно внедрен и эффективно работает в странах Европейского Союза. Например, срок гарантии в Германии — до 4 лет, в Дании, Швеции и Великобритании зачастую — до 5 лет, в Испании — 1 год, а во Франции — до 10 лет.

Однако существует целый ряд опасений относительно практической реализации такого ноу-хау.

"Для украинских подрядчиков 10-летний срок может быть неподъемным по целому ряду причин, начиная от качества строительных материалов, существующих в наличии в Украине, и заканчивая сроком работы конкретного подрядчика на украинском рынке", — говорит бизнес-партнер Sayenko Kharenko и учредитель UADirect Алексей Стародубов. Юрист подчеркивает, что далеко не все компании, участвующие в тендерах на строительство и ремонт автомобильных дорог, могут похвастаться десятилетней историей, многие компании просто ликвидируются либо реорганизовываются после реализации проектов в дорожной сфере. Также Стародубов обращает внимание на эксплуатационную составляющую конкретной дороги — более загруженная дорога изнашивается быстрее, нежели второстепенная. "Принимая во внимание данные факторы, стоило бы рассмотреть вариант плавающего срока для гарантии, определяя его в каждом случае отдельно", — резюмировал бизнес-партнер Sayenko Kharenko.

Эксперт автодорожной отрасли, член правления неправительственной организации "Моя дорога" Андрей Мартенс рассказывает, что компании могут дать десятилетние гарантии в нескольких случаях.

"Они могут быть выполнимы только компаниями, имеющими имя. А также в том случае, если эти компании после капремонта будут брать отремонтированные дороги в эксплуатационное содержание. В этом случае они изначально будут стараться все делать качественно. И еще один вариант, если эта гарантия будет подтверждена страховкой, оплаченной подрядчиком", — рассказал Мартен.

Вместе с тем юристы утверждают, что на сегодняшний день можно обеспечить установление 10-летнего гарантийного периода на строительные работы в дорожном строительстве.

Однако обеспечить это можно при соблюдении прозрачных условий выбора подрядчика и корректного отражения гарантийных обязательств в тексте договора

"Помимо необходимости корректного отражения гарантийных сроков в договорах, возможность применения таких гарантийных сроков будет зависеть также от желания заказчиков строительства обеспечивать выполнение подрядчиками своих гарантийных обязательств вместо ожидания очередных поступлений ресурсов из бюджетов", — отмечают юристы EVERLEGAL Михаил Гурин и Станислав Демянюк.

Еще один неприятный момент связан с тем, смогут ли компании, давшие десятилетние гарантии, "остаться на плаву" в течении гарантийного срока.

"Кроме того, возможность применения гарантийных обязательств будет зависеть от факта существования подрядчика в течение 10 лет и его финансового состояния, — добавили юристы.

Но как же быть с контролем этого вопроса? Об этом читайте во второй части статьи.