НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Электронные товарно-транспортные накладные: как они сэкономят бизнесу до 500 млн грн в год

Фарид Сафаров, генеральный директор Директората цифровой инфраструктуры МИУ. Фото: Delo.ua
Фарид Сафаров, генеральный директор Директората цифровой инфраструктуры МИУ. Фото: Delo.ua
В конце 2019 года в Украине был запущен пилотный проект электронных товарно-транспортных накладных

Казалось бы, незначительная деталь. На самом же деле, это решение касается абсолютно любого украинского бизнеса, который использует услуги грузоперевозки. Реализация данного проекта позволит экономить бизнесу до 500 млн грн в год.

Фарид Сафаров, генеральный директор Директората цифровой инфраструктуры Министерства инфраструктуры Украины в эксклюзивном интервью Delo.ua рассказал о всех подробностях этой трансформации.

Фарид, что послужило стимулом для цифровой трансформации логистического бизнеса?

Товарно-транспортная накладная — единый для всех участников транспортного процесса документ, предназначенный для учета товарно-материальных ценностей на пути их перемещения, расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы, и является одним из документов, который может использоваться для списания товарно-материальных ценностей, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, может быть составлен в бумажной и/или электронной форме и должен содержать обязательные реквизиты. На бумажные товарно-транспортные накладные в месяц тратится, по разным подсчетам, от 40 до 200 млн листов А4 в месяц. Для бизнеса это означает расходы в 500 млн грн в год (включая расходы на бумагу и пересылку документов). С одной стороны, это затратно, а с другой — абсолютно не экологично. 

Вторая проблема, с которой сталкиваются перевозчики и экспедиторские службы при использовании бумажных ТТН 一  задержки в оплатах за свои услуги. Согласно правил оформления документов на перевозки грузов, финальный пакет товарно-транспортных накладных должен быть подписан ответственными лицами грузоотправителя, перевозчика (или экспедиторской службы), грузополучателя и передан заказчику (часто это грузоотправитель). К тому же, во время проведения документальных проверок, налоговая служба запрашивает наличие ТТН, как обязательного документа, подтверждающего факт оказания услуги по перевозке товаров.

В случае отсутствия на предприятии оригиналов ТТН, фискалы ставят под вопрос правильность отражения в бухгалтерском учете расходов предприятия, что влечет за собой штрафные санкции. Соответственно, заказчики не оплачивают услуги по перевозке, пока не получат обратно оригиналы документов. Срок доставки подписанных документов зависит от оперативности работы почтовых служб. Распространены случаи утери ТТН, что приводит к повторной пересылке документов и длительным задержкам платежей.

Сколько времени могло пройти, пока найдется ТТН?

Если это в рамках одного города — это может занять 2-3 дня, если в пределах страны — до 2 недель.

А с какими трудностями сталкивалось государство?

Основная проблема заключалась в том, что часто, ТТН на одну поставку формировались в двух комплектах, чтобы скрыть нарушение правил перевозки грузов.

Происходило это таким образом: получая груз, перевозчик подписывает ТТН и подтверждает, что принял груз по фактическому объему, например 45 тонн. Но согласно техническим характеристикам его транспортного средства и законодательно допустимым нормам, максимальный тоннаж перевозимого груза не должен превышать, к примеру, 20 тонн.

Поэтому, перевозчик везет с собой два комплекта документов: фиктивный на 20 тонн, на случай проверки инспектором Укртрансбезопасности, и действительный на 45 тонн, для корректности взаиморасчетов за услуги перевозки. При получении груза, грузополучатель подписывает документы  на 45 тонн, а фиктивный комплект уничтожается.

Не стоит напоминать о вреде для украинских дорог, наносимом перегруженными фурами. Собственно, электронная накладная не дает возможности регистрировать одновременно несколько комплектов документов на одну поставку, и тем самым усложняет возможность перевозчикам прикрывать факты перегрузов.

Фарид Сафаров. Фото: Delo.ua

Какие еще проблемы возникали у контролирующих органов?

Использование различных инструментов нелегальной "налоговой оптимизации". Грузы отправлялись документально, но не фактически. Яркий пример, когда используются светлые виды топлива для налоговой оптимизации и обналичивания денег. Налоговой службе, используя поддельные ТТН, отчитывались о передвижение якобы существующего товара по стране, что оправдывало передвижение денег по банковским счетам. Но на деле ни товара, ни перевозки не было.

Другая проблема — серые перевозчики, не декларирующие свою коммерческую деятельность. С момента обязательного использования сугубо электронных ТТН, грузоотправитель не сможет заказать услугу у нелегального перевозчика.

Базовый шаг к решению этих проблем 一 оцифровать эти процессы, зафиксировать маршруты движения грузов, чтобы Налоговая служба осуществляла эффективный контроль над такими процессами.

Когда Министерство инфраструктуры сообщило о реализации проекта е-ТТН, к нам обратилась Таможенная служба с просьбой оцифровки международных грузоотправок. В международной логистике подобным документом является CMR 一 международная автомобильная накладная, применяемая при международных грузовых автомобильных перевозках и используемая в странах, которые присоединились к Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов.

Владислав Криклий обозначил, что мы будем двигаться к стандартизации е-ТТН и е-CMR для использования бизнесом единого документа как для внутригосударственных, так и международных перевозок.

С Дмитрием Дубилетом мы обсуждали возможность расширения пилотного проекта е-ТТН для оцифровки процессов перевозки акцизных групп товаров и медикаментов. Поддельной продукции очень много, проблему нужно решать. 

Тоже самое касается этиловых спиртов. Оцифровка всех бизнес и государственных процессов, тесное сотрудничество всех министерств позволит в будущем осуществлять более эффективный контроль. 

Как искали разработчика? 

Я сразу отмечу, что проект не финансируется из бюджетных средств. В разработке помогает общественная организация "Институт аналитики и адвокации" и государственное предприятие "Отраслевой центр цифровизации и киберзащиты". 

Таким образом, общими усилиями мы создали и протестировали минимально работающую модель е-ТТН. При тестировании на "живой" перевозке груза мы обозначили слабые места, теперь необходимо их дорабатывать. Далее ожидаем, что пилот будет финансироваться за счет донорских средств. 

Кто может быть донором?

Для министерства ключевой вопрос 一 паспорт этого донора, подписанный Министерством экономики Украины. Все остальное на усмотрение "Института аналитики и адвокации", они ведут переговоры с донорами, уже общались с проектом "TAPAS", с ПРООН в Украине. Возможно, это будет синдикативная инвестиция (инвестиция от нескольких доноров 一 Ред), возможно от одного донора.

В какую сумму оценивается проект?

На данный момент минимально работающая модель разработана специалистами государственного предприятия и "Институт аналитики и адвокации", поэтому условно, суммой проекта можно назвать рабочее время этих специалистов.

На следующих этапах мы уже ожидаем получение финансирования. Нам еще многое предстоит сделать для полноценного функционирования системы е-ТТН в государстве.

Фарид Сафаров. Фото: Delo.ua

Какие последующие этапы развития проекта?

27 декабря 2019 года Министр инфраструктуры Владислав Криклий и Вице-премьер-министр Михаил Федоров, который обеспечил полное содействие со стороны Министерства цифровой трансформации, презентовали нашу новую платформу e-transport.gov.ua, на базе которой мы запустили этот пилотный проект.

В этот же день Кабинет Министров Украины принял распоряжение о запуске экспериментального проекта. В нем указан перечень юридических лиц (провайдеров электронного документооборота), которые принимают участие в эксперименте.

7 компаний присоединились к пилоту, а "Документ онлайн", "АТС" , "Смарттендер" полноценно запустили для своих клиентов е-ТТН, доработав интеграцию своих систем ЭДО с центральной базовой компонентой е-ТТН. 

Благодаря им, в период с 19 по 27 декабря 2019 года, бизнес впервые воспользовался сервисом е-ТТН и проверил полный цикл использования е-ТТН, включая проверку инспектором Укртрансбезопасности.

Вторая стадия 一 приказ Мининфраструктуры о порядке подключения и работы системы е-ТТН. Это необходимо для регламентирования взаимодействия систем документооборота, которые подключаются к государственной системе.

Третья стадия 一 работа с подакцизными группами товаров. У нас в планах идут алкогольные напитки, этиловые спирты, хлебобулочные и молочные изделия, древесина и так далее. С Дмитрием Дубилетом мы обсуждали возможность совмещения проекта е-ТТН с е-Акциз для контроля за перемещением акцизных групп товаров, особенно медикаментов, с целью борьбы с контрафактом.

Мы запустили проект в формате пилота, поскольку необходимо оценить и проверить различные способы технического взаимодействия между государством и бизнесом при использовании системы. Второй момент 一 подакцизные группы товаров. Существуют специальные группы товаров, которые регулируются и регламентируются не Министерством инфраструктуры. Формы электронных накладных для этих товаров мы еще будем согласовывать с другими органами власти, чтобы не потерять критически важные данные, благодаря которым производится анализ и контроль рынка подакцизных товаров, бюджетная политика и так далее. Процесс сложный, но мы действительно много работаем над тем, чтобы учесть все нюансы и наладить бесперебойную работу системы.

Неравномерное покрытие Интернетом является проблемой для проекта?

По всей Украине существуют проблемы с мобильным Интернетом: неравномерное покрытие 3G и 4G-связи. В течение двух лет планируется покрыть мобильной связью все дороги международного и национального значения, а также обеспечить постоянной связью практически все населённые пункты. Соответственно, этот вопрос будет решен. Вопросы с сетью государство решает комплексно не только для е-ТТН, так как у нас развивается и электронное образование, и электронная медицина, которым требуется доступ к скоростному Интернету.

Были ли примеры в других странах, которые во время исследований были взяты за основу?

Мы создаем свою уникальную модель регуляции с использованием цифровых инструментов. Но, как я и отмечал выше, мы учитываем евроинтеграционные процессы и стремимся к стандартизации е-ТТН и e-CMR.

Наша ключевая задача — стать частью европейского цифрового пространства и развивать цифровые транспортные коридоры с Европой и Азией.

Сколько будет стоить использование платформы для бизнеса?

Давайте посчитаем: один комплект ТТН 一 это 4 листа бумаги и расходы на почтовую пересылку документов. Для бизнеса, на текущий момент, затраты составляют от 20 до 60 грн. Наша цель сократить затраты минимум вдвое.

Государство не планирует зарабатывать на этом, но модель будет предусматривать покрытие затрат на содержание этой системы.

Вы много говорили о бизнесе: кто главный клиент?

Клиенты 一 все, кто пользуются автомобильными перевозками для отправки либо получения товаров. 

Как будет проводиться просветительская функция?

Она уже ведется нами совместно с "Институтом аналитики и адвокации" в рамках обсуждений с профильными ассоциациями. Также немаловажную роль играют компании, предоставляющие услуги электронного документооборота, которые приглашают своих клиентов поучаствовать в пилоте.

Фарид Сафаров. Фото: Delo.ua

Как проходил отбор систем документооборота, во что упирались, откуда портреты рисовались? 

Первоначально мы составили список основных украинских IT компаний, предоставляющих услуги электронного документооборота (провайдеры документооборота). Затем совместно с "Институтом аналитики и адвокации" мы начали диалог с целью обсудить видение государства и детали пилотного проекта. Основа для внедрения новаций у нас уже была — еще в конце июля Мининфраструктуры внесло изменения в свой приказ, позволив использование электронных товарно-транспортных накладных. 

Провайдеры охотно поддержали инициативу Министерства и в течение нескольких месяцев детально и скрупулезно прорабатывали с нами будущий пилот.

Принцип участия в пилотном проекте по внедрению е-ТТН был абсолютно добровольным — к нам присоединились те провайдеры, которые откликнулись на официальное приглашение на сайте Мининфраструктуры. Именно их перечень и указан в распоряжении Кабинета министров Украины.

Какой эффект для бюджета Украины вы планируете?

ТТН не является бюджето-формирующим документом и, соответственно, ее цифровизация тоже не станет бюджето-формирующим элементом. Но при этом есть непрямое влияние на бюджет: если мы поможем Налоговой службе осуществлять более эффективный контроль, это обеспечит своевременные и корректные выплаты. Если сможем контролировать перевесы грузовиков, меньше денег будем тратить из Дорожного фонда на восстановление разбитых дорог.

Какие у вас планы к концу этого периода?

Наша основная цель — протестировать работоспособность е-ТТН, провести как можно больше "живых" пилотных грузоперевозок для разных групп товаров по всей территории Украины и отладить систему в случае возникновения ошибок. По результатам успешности пилота, который позволяет использование либо электронных, либо бумажных ТТН, мы сделаем е-ТТН единственным и обязательным документом для осуществления процессов грузоперевозки. Так что время проведения пилота — это переходной период, чтобы бизнес успел подготовиться к полностью цифровым процессам.

Я очень верю, что таким сложным внутренне, но внешне простым решением мы сможем упростить работу бизнеса в Украине, сделать этапы сотрудничества с государством более прозрачными и быстрыми.

Беседовала Катерина Спорыш, специально для Delo.ua