Почему в Украине сложно заработать на роялти?

Стоит ли развивать творческую экономику? На этот вопрос отвечает Юлия Брунь, юрист, управляющий партнер Catapult Content

На фоне бурных событий, происходящих в Украине в последние месяцы, многие сферы экономики отошли на задний план. В частности, как-то на обочине всех законодательных инициатив остались вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью. Причем, "забыта" она незаслуженно, поскольку именно интеллектуальная собственность стоит за каждым процентом роста ВВП в экономически развитых странах. В странах ЕС, в США выделяют так называемую "творческую" экономику, связанную исключительно с авторскими и смежными правами. При этом общая доля продуктов такой экономики в среднем составляет 5-6% в общем объеме ВВП тридцати наиболее развитых стран. А в экономике такого экономического гиганта, как США доля "творческой" экономики достигает 10-15%.

Приведенные показатели позволяют понять, что особенно остро встает вопрос развития "творческой экономики", если страна находится на грани дефолта и не обладает существенными сырьевыми ресурсами. В свое время Япония сделала ставку на развитие рынка интеллектуальной собственности — и не прогадала.

Наиболее простой и понятной частью "творческой" экономики является музыка. В последние годы в США и Европе приобретение авторских прав на музыку становится такой же сферой инвестирования, как и покупка акций крупных компаний. Интерес к отрасли со стороны инвесторов закономерен, ведь права на музыкальные произведения — такой же актив, как и права на имущество либо акции, поскольку приносит их владельцам доход в виде отчислений (роялти) за их использование. К примеру, всем известная композиция Macarena коллектива Los del Rio даже спустя десятилетие с момента выхода хита приносит порядка $1 млн роялти ежегодно. Песня Happy Birthday to You до сих пор собирает около $2 млн роялти в год. Естественно, можно возразить, что речь идет о культовых хитах, завоевавших мировую славу, но эти примеры не являются каким-то особым исключением.

В общемировой практике именно получение роялти (вознаграждения за использование музыки) является основным источником доходов авторов музыки. Согласно данных Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAK), объединяющей авторов музыки из 120 стран мира, общая сумма роялти, собранных для всех членов этой организации, составила почти 8 млрд евро. В это же время в 2013 году сумма роялти, собранных в Украине для авторов за использование их музыки, составила всего около 60 млн грн. Например, в той же Польше сумма роялти для авторов музыки составляет более 80 млн евро в год.

Современный украинский музыкальный рынок достаточно динамично развивается, и в течение года-двух происходит практически полное обновление музыкального репертуара, соответственно песня находится в ротации на радио от 6 месяцев до 1,5 года. Тем не менее, даже за этот небольшой период песня должна принести своим создателям и исполнителям немалый доход. А есть композиции, которые становятся хитами "всех времен", и жизненный цикл этой популярной музыкальной композиции потенциально достаточно долгий, и на протяжении всего времени популярности она должна приносить доход. Но, к сожалению, часто это не так. Что же происходит в реалиях украинского шоу-бизнеса и почему ожидаемый доход так непросто получить?

Разгадка кроется в таком малоизвестном для широкой общественности явлении, как организация коллективного управления авторскими правами (ОКУ).

Именно деятельность организаций коллективного управления позволяет владельцу авторских прав эффективно реализовывать свои права на получение роялти. Автор музыки и исполнитель не всегда имеет возможность самостоятельно реализовать свое право на получение роялти, особенно учитывая огромное количество лиц, использующих в своей деятельности музыку (радио, ТВ, интернет, кафе и рестораны, дискотеки и т.д.) Поэтому на страже интересов авторов и исполнителей музыки стоят организации коллективного управления как наиболее эффективный из всех известных истории механизм защиты прав авторов и исполнителей и обеспечения их права на достойное вознаграждение. Именно эти организации во всем мире осуществляют сбор и распределение вознаграждения за использование музыки, а также контролируют легальность использования музыки.

Во многом сложности в построении в Украине бизнеса, основанного на получении роялти, связаны с неэффективностью института коллективного управления правами.

В Украине организации коллективного управления авторскими и смежными правами существуют очень давно, их история существования восходит еще к временам СССР. На данный момент функционирует порядка 15 организаций, но, к сожалению, как это часто бывает, количество не определяет качество. Фактически, существующее законодательство не способно обеспечить надлежащее урегулирование этой сферы, особенно в части "прозрачности" распределения собранного вознаграждения. Без кардинальных изменений в этой сфере не обойтись, еще и потому, что сейчас многие участники рынка аргументируют нежелание оплаты роялти за использование в своей деятельности музыки именно непонятными "правилами игры", в частности огромным количеством ОКУ. Это приводит к тому, что украинские ОКУ собирают, по оценкам экспертов, лишь десятую часть того, что должны собирать.

И в итоге проигрывают все: авторы не получают роялти, предприниматели лишены возможности спокойно и легально работать, государство недополучает отчисления в бюджет (например, тот же подоходный налог).

Свою лепту вносит и уклонение бизнеса от оплаты роялти за использовании музыки и других объектов авторского права. Этому способствует и низкий уровень социальной ответственности украинского бизнеса, определенный правовой нигилизм. Как такового, полноценного рынка легального контента в Украине де-факто не существует, права авторов нарушаются всеми — от крупных телерадиокомпаний национального масштаба, включая государственные, до отдельных пользователей в сети Интернет. Аргументы для неуплаты могут быть разные, но сути это не меняет — это нарушение права автора на получение вознаграждения за созданные им произведения, оно ничем не отличается от нарушения прав на любое другое имущество. Например, ни у кого не вызывает сомнений, что нельзя брать чужой автомобиль — но его можно арендовать, заплатив арендную плату. Ситуация с использованием музыки аналогична — использовать ее в бизнесе можно только после уплаты роялти.

Поэтому необходимо не бороться с хаосом, а просто начинать строить этот рынок с нуля. В современном мире ни одной стране не удалось в одиночку решить проблему глобального нарушения прав авторов и пиратства. Поэтому Украине необходимо интегрироваться в процесс совместной международной борьбы против пиратства в интеллектуальной собственности. Искать эффективные механизмы и внедрять их незамедлительно.

В сложившихся в Украине правовых реалиях пользователи не хотят платить, а организации коллективного управления не могут эффективно воздействовать на неплательщиков. Это приводит к тому, что доля роялти в общей структуре доходов украинских "звезд" составляет мизерную часть, и возможность заработать появляется в основном за счет выступлений на концертах и корпоративах за "живые" деньги. У них нет возможности посвятить себя творчеству в той мере, в которой это доступно их зарубежным коллегам.

Кроме того, отсутствие материальных ресурсов не дает возможности дальше развиваться многим молодым и талантливым авторам и исполнителям, поскольку популярность их продукта зачастую не имеет дальнейшего материального выражения в виде полученных роялти. А это, в свою очередь, отражается и на общем качестве продуктов "творческой" экономики, снижает их конкурентоспособность.

Но сложившуюся ситуацию можно и нужно изменить. Достаточно создать понятные и единые правила для всех участников рынка, что приведет к повышению уровня отчислений роялти. Это позитивно скажется на качестве украинского творческого продукта и будет стимулировать творческих людей на создание произведений, которые смогут конкурировать на мировом рынке с популярными хитами. В результате нас ждет "хэппи энд" — когда и артист и потребитель и государство выигрывают во всех аспектах. Легальность и прозрачность — вот рецепт успеха творческого сегмента экономики. В конечном итоге, это позитивно скажется на экономике страны в целом и сделает ее более привлекательной для инвестиций.