НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Почему каспийская нефть идет мимо украинских трубопроводов

Чтобы запустить транзит каспийской нефти, порт "Южный" должен урезать свои сборы с азербайджанских нефтеналивных судов вдвое

Сегодня появилась информация, что уже до конца месяца президент Украины Петр Порошенко совершит официальный визит в Азербайджан. На прошлой неделе в Баку высадился десант украинских чиновников и энергетических менеджеров.

Ранее, по итогам встречи в Баку с украинским вице-премьером Геннадием Зубко, министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев высказался о необходимости предпринять конкретные шаги в вопросе поставок азербайджанской нефти на украинские НПЗ и ее транзита в Европу.

В частности Алиев подчеркивал, что заседание азербайджанско-украинской межправительственной комиссии должно дать толчок для нового этапа сотрудничества между двумя странами в сфере энергетики.

Чего же следует ожидать от переговоров с азербайджанской стороной и чего не хватает для их результативного завершения?

Украинская часть азербайджанско-украинской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству пытается решить вопрос транзита каспийской нефти через Украину и поставок ее на украинские НПЗ.

Пока основной источник дохода для ПАО "Укртранснафта" — транзит российской нефти нефтепроводом "Дружба". Но возобновление поставок азербайджанской нефти позволит использовать трубопровод "Одесса-Броды" и дозагрузить "Дружбу".

Как рассказал Delo.UA первый заместитель генерального директора ПАО "Укртранснафта" Андрей Пасишник, одним из вопросов, над которым на прошлой неделе работала межправительственная комиссия в Баку, является возобновление транзита азербайджанской нефти через Украину либо переработка ее на украинских НПЗ (например, на Одесском НПЗ).

В частности стороны обсудили причины, по которым транзит каспийской нефти через Украину сегодня заморожен. Одна из основных — высокие портовые сборы в порту "Южный". По словам Пасишника, в порту "Южный", который используется в работе нефтепровода "Одесса-Броды", каспийской нефти не было более 5 лет.

"Сейчас все заморожено ввиду отсутствия экономической целесообразности, — объяснил Пасишник. — Ставки портовых сборов в порту "Южный" в 4 раза выше, чем в остальных, и покупать нефть на таких условиях экономически невыгодно".

Поэтому комиссия рекомендует выполнить ст. 3 Соглашения между Кабинетом министров Украины и правительством Азербайджанской Республики о мерах по развитию сотрудничества в сфере транспортировки нефти по территории Украины от 26 января 2011 года — установить 50% скидку на ставку портовых сборов в порту "Южный" для судов с азербайджанской нефтью.

При этом уточняется, что украинская и азербайджанская стороны намерены действовать через ООО "Sarmatia".

А после решения вопросов с портовыми сборами, по словам Пасишника, придется решать вопрос сотрудничества с европейскими НПЗ, потенциальными покупателями каспийской нефти.

Однако здесь основные переговоры будут происходить между покупателем и продавцом. По словам Пасишника, "Укртранснафта", как транспортер, готова технически: "Одесса-Броды" заполнен легкой каспийской нефтью.

Напомним, ранее вице-премьер-министр — министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко упомянул, что Украина заинтересована в поставках азербайджанской нефти на свои НПЗ и в ее транзите через украинскую территорию в европейские страны (Чехия, Венгрия и Словакия).

"У нас созданы для этого все необходимые технические возможности. Кроме того, мы обсудили возможности инвестирования Азербайджаном в нефтегазовую отрасль Украины", — рассказал Зубко.

"Укртранснафта" не впервые заявляет о необходимости снижения сборов в порту "Южный". Например, в своем письме от 22 апреля 2016 г. начальнику Южненского филиала ГП "АМПУ" замгендиректора филиала "Укртранснафты" "Южных магистральных нефтепроводов" Святослав Дацик сетовал, что сумма портовых сборов и других услуг с нефтеналивных судов превышает 60% от общей стоимости фрахта танкера типа Aframax.

В надежде на снижение портовых сборов "Укртранснафта" объявляет о намерениях загрузить морской нефтяной терминал "Южный" в 2016 году на 500-600 тыс. тонн. В 2017 году загрузку рассчитывают обеспечить на уровне 2 млн тонн, а в 2018 — 5 млн тонн.

Однако, сетуют в филиале "Укртранснафты", нынешние ставки изрядно затрудняют возможности наладить сотрудничество с иностранными партнерами.

Транспортировка нефти с использованием нефтепровода "Одесса-Броды" и южной нити нефтепровода "Дружба" к украинским НПЗ и для транзита европейским покупателям — часть долгоиграющего проекта Е вро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК).

Проект предназначался для диверсификации источников и маршрутов поставки нефти в Украину и ее транзита в страны Центральной и Восточной Европы (после достройки нефтопровода "Броды-Плоцк" — в Польшу.

Совместное предприятие Sarmatiа создано в 2004 году "Укртранснафтой" и польской ПЕРН "Пшиязнь" для подготовки бизнес-плана и привлечения инвестиций для строительства нефтопровода "Броды-Плоцк". В октябре 2007 года к ним присоединились Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики, Грузинская нефтяная и газовая корпорация и литовское АТ "Клайпедос нефта".