- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Прихоти Гройсмана: как экс-премьер дал миллиард на Винницкий аэропорт
Коммунальное предприятие "Международный аэропорт "Винница" провело тендер на реконструкцию аэродрома ожидаемой стоимостью до 1 млрд грн. По данным системы ProZorro, победителем торгов определена всем известная компания ООО "Дорожное строительство "Альтком" с предложением по стоимости услуг генподряда в 896 млн 875 тысяч грн.
Из тендерной документации и опубликованного проекта договора генподряда понятно, что финансировать реконструкцию аэродрома собираются за счет средств госбюджета.
Учитывая значительный уровень бюджетных ассигнований, которые планируется выделить на реконструкцию аэродрома, целесообразно немного углубиться и изучить историю этого вопроса.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaТак, из открытых источников удалось выяснить, что реализовывать проект предполагается в рамках Государственной целевой программы развития аэропортов на период до 2023 года, утвержденной постановлением Кабинета министров Украины от 24 февраля 2016 года №126.
В соответствии с Государственной программой, реконструкцию аэродрома в МА "Винница" предполагалось осуществить за 262 млн грн, но 27 декабря 2018 года, аккурат под Новый год, правительством Гройсмана под шумок принимается решение об увеличении выделяемого финансирования на проект почти в четыре раза до 1 013,54 млрд грн.
В тоже время, 5 февраля 2019 года Мининфраструктуры проводит пресс-конференцию, на которой презентует проект по реконструкции аэродрома в МА "Винница" с ориентировочнойстоимость порядка 2,2 млрд грн, а именно: 1-я очередь — 1,013 млрд грн; 2-я очередь — 1,202 млрд грн.
Из этой презентации можно сделать вывод, что в рамках первой очереди планируют заменить покрытиевзлетно-посадочной полосы, реконструировать рулежные дорожки, отремонтировать освещение, водоотвод и покрытия перрона, заменить радиотехническое обеспечение полетов и многое другое, а во вторую очередь планируют доделать перрон, сделать ограждение периметра аэродрома и проложить новые дороги, отремонтировать здание командно-диспетчерского пункта с КДП и тому подобное. Радиооборудование и средства радионавигации поставят за счет госпредприятия "Украэрорух".
Учитывая значительные разночтения в стоимости проекта, мы напрасно пытались найти в тендерной документации, опубликованной на сайте ProZorro, информацию о том, что данный проект прошел госэкспертизу, в том числе подтверждения его сметной стоимости.
Согласно информации на сайте ProZorro, только 28 декабря 2018 года КП "Международный аэропорт "Винница" заключило договор на разработку проекта с ТОВ "Альтис-Констракшин". Стоимость — 1 млн 401 тысяч 801 грн 19 копеек, в который были внесены правки 25 апреля 2019 года, а 1 февраля 2019-го КП заключило договор на проведение экспертизы Проекта с госпредприятием "Укргосстройэкспертиза" на сумму 1 млн 226 тысяч 406 грн 83 копеек.
В этой связи возникает резонный вопрос: имело ли право правительство под руководством Владимира Гройсмана в спешке принимать решение о выделении значительного государственного финансирования на реконструкцию аэродрома МА "Винница" без разработанного самого проекта, а также прохождения им на тот момент госэкспертизы?
Еще один интересный момент. В Винницком горсовете о выделении денег знали уже накануне. Об этом свидетельствуют заявления мэра Винницы Сергея Моргунова за неделю до принятия решения Кабмином. "Мы ставим задачу, чтобы к концу года реализовать этот проект при условии поддержки госбюджета и правительства. Ибо самостоятельно мы этот вопрос никогда бы не решили, ведь весь бюджет развития города в 2018 году, например, составил 1,087 млрд грн, а реконструкция аэропорта — примерно 1 миллиард. Предварительно Кабмин поддержал нас в этом, и предусмотрено 500 млн грн для начала реализации этого проекта", — говорил он 21 декабря 2018 года, за несколько дней до выделения средств.
В соответствии с бизнес-планом развития МА "Винница", утвержденного Винницким городским советом, пропускная способность пассажирского терминала — около 150-180 пассажиров в час, но при условии обслуживания только международных или внутренних рейсов. Также в терминале нет VIP или бизнес зала. Нет современных инженерных систем и оборудования. Задействовано только 50% площадей, что говорит о низком уровне пассажиропотока.
В аэропорту есть минимальное количество наземной техники, которой достаточно в данный момент только потому, что текущая интенсивность воздушного движения в аэропорту очень низкая. Нет необходимой техники для обслуживания аэродрома и самолетов, а именно снегоуборочная техника, современные трапы, буксировочная техника и так далее.
Отсюда можно сделать вывод, что значительная модернизация аэродрома в МА "Винница" без наличия современного терминала с оборудованием по международным стандартам и соответствующей пропускной способностью, не приведет к привлечению авиакомпаний.
Финотчеты КП "Международный аэропорт Винница", опубликованные на сайте Винницкого городского совета, свидетельствуют о том, что доходная часть от деятельности аэропорта достаточно невелика, а скорее, даже мизерная или убыточная. А это говорит о том, что потраченные государством средства не окупятся в ближайшую тройку десятков лет точно, а управление аэродромом так и останется в руках местных властей.
В аэропорту Винницы выполняется только два регулярных рейса в неделю: Винница — Тель-Авив; Тель-Авив — Винница. Также, авиакомпания МАУ приняла решение об отмене рейсов сообщением Киев-Винница.
Недавно министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что Кабмин планирует масштабную реконструкцию аэропорта в Днепре и строительство двух аэропортов в Измаиле и Мукачево. При этом министр ни словом не обмолвился о необходимости выделения около 1 млрд грн государственных средств на реконструкцию аэродрома в МА "Винница".
А значит возникает логичный вывод: новому министру инфраструктуры ничего не известно о намерениях старой власти, которая вместе с винницкими властями "по старинке" и "под шумок" хотела освоить значительные государственные средства на основе почвы, заранее подготовленной и продуманной предыдущим составом Кабмина под руководством Гройсмана.
Важно осознавать, насколько в данный момент целесообразно выделение такого значительного объема госсредств на реконструкцию коммунального аэропорта, когда не решенными остаются вопросы завершения строительством и ввода в эксплуатацию ряда государственных аэропортов, к примеру, МА "Львов".
На сайте Министерства инфраструктурыопубликована информация о том, что для ввода в эксплуатацию и завершения работ по реконструкции аэродрома в МА "Львов" необходимо дополнительно выделить порядка 157 млн грн, на реконструкцию аэровокзала — 67,69 млн грн.
Учитывая неоднозначность "винницкой темы", вопрос о выделении денег не может остаться без внимания правоохранительных органов, учитывая объемы госсредств, которые предполагается выделять и осваивать под прикрытием МА "Винница".