- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Операция "Энергорегулятор": как убрать влияние президента на НКРЭКУ
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) существует уже второй год и столько же не утихают скандалы вокруг нее и принимаемых ею решений.
Комиссию создал своим указом президент Петр Порошенко. В результате объединили Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере энергетики (НКРЭ) и Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере коммунальных услуг (НККУ). Резонность решения до сих пор вызывает споры в профессиональной среде.
"Две предыдущие комиссии ликвидировали только потому, что не могли уволить их руководителей", — иронизирует Андрей Герус, экс-член НКРЭКУ.
И, возможно, он прав. В 2014 году существовали опасения, что некоторые бизнес-группы пользуются поддержкой НКРЭ. Заменить или уволить их членов новоизбранный президент Украины не может согласно закону о природных монополиях.
Поэтому появился новый орган с новым руководством. Тем не менее, он не избавился от шлейфа зависимости — теперь уже политической, от президента. Именно недоверие к регулятору стимулирует судебные иски и попытки обжаловать решения НКРЭКУ.
Чтобы снять напряженность в энергетике, депутаты приготовили к первому чтению законопроект №2966-д, который должен урегулировать статус регулятора — Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. Ожидается, что депутаты рассмотрят документ уже на текущей неделе.
И хотя рынок действительно нуждается в этом законе, некоторые участники предпочли бы с ним повременить. К примеру, "Нафтогаз", который считает, что пока комиссия состоит из подконтрольных президенту людей, делать ее независимой нельзя.
Новая комиссия — старая команда
Законопроект о регуляторе должен определить его статус, порядок назначения и увольнения членов, финансирование. Но главное — создать действительно независимый орган, который будет действовать в интересах рынка и потребителей.
Поэтому депутаты при создании документа максимально сосредоточились на независимости — институциональной, финансовой и функциональной. И выпустили из внимания человеческий фактор.
Как результат, регуляторное продвижение встретило резко отрицательный отзыв директора по развитию бизнеса НАК "Нафтогаз Украины" Юрия Витренко.
К примеру, в заключительных положениях указано, что с момента вступления в силу нового закона за первые полгода должны сменить трех членов, еще двух — не позже 18 месяцев, и двух — не позже 30 месяцев.
К тому же план ротаций при всей независимости комиссии все равно утверждает президент.
"Новый регулятор — это новые люди и новые условия. Они должны быть независимы и компетентны, потому что делать ангажированных людей независимыми — абсурд", — эмоционально критикует проект Витренко.
Смущает его и политическая зависимость регулятора от президента, которая так или иначе сохраняется в законопроекте.
Но депутаты-инициаторы проекта Ольга Белькова и Алена Бабак объясняют, что документ — плод компромиссов между политическими партиями, и важно принять его в первом чтении. А ко второму обещают учесть максимум предложений.
"Закон о рынке газа был компромиссом, — парирует Витренко. — И с вторичным законодательством пошли на компромисс. И, по моему мнению, это дискредитирует саму идею".
С аналогичными замечаниями по проекту выступила нардеп Виктория Войцицкая, отметив, что проект оставляет серьезное влияние президента на утверждение состава номинационного комитета (отбирает членов комиссии) и ротацию регулятора. Впрочем, как и ее коллеги, Войцицкая надеется изменить это перед вторым чтением.
Что готовы менять депутаты
Директор по исследованиям Центра экономических стратегий Андрей Бойцун, который с коллегами анализировал нынешнее положение НКРЭКУ, определяет три основных проблемы.
"Сейчас у комиссии нет ни институциональной, ни функциональной, ни финансовой независимости", — считает он.
Комиссия — коллегиальный орган, но полномочия институтов, которые ее формируют, не прописаны в Конституции (как, к примеру, с формированием ЦИК, АМКУ или НБУ).
По мнению аналитиков Центра экономической стратегии, риск политического и бизнес-влияния приводит к дискриминации комиссии и невысокому доверию со стороны участников.
Функциональная независимость, когда регулятор отделен от политики и бизнес-игроков, а члены — профессионалы, отобранные на прозрачном конкурсе — тоже не наш случай. Вместо этого среди участников рынка звучат ироничные замечания о компетенции членов комиссии, а информация о политических и бизнес-связях озвучивается на уровне слухов и комментариев в формате "Off the record".
Одно из важнейших изменений затронет финансирование комиссии. Как вспоминает депутат ВР Алена Бабак, в истории регулятора был случай, когда для закупки мебели в его новое здание была добавлена 1 коп. в тариф "Киевводоканала".
Чтобы в будущем избежать подобных позорных эпизодов, депутаты хотят официально переложить финансирование на участников рынка энергетики и коммунальных услуг. Их отчисления будут поступать в спецфонд: взнос не должен превышать 0,1% чистого дохода плательщика за предыдущий квартал. В начальный период работы финансирование регулятора возьмет на себя госбюджет.
За счет этого надеются, что удастся обеспечить увеличение фонда оплаты труда. Например, для главы комиссии планируют установить оклад в 50 минимальных зарплат, а рядовым членам — 40. Работникам центрального аппарата либо территориального органа — по 10 минимумов. Словом, депутаты постарались воплотить принцип "дать зарплату, чтоб не воровали".
Также есть предложение, которое особенно должно понравиться компаниям, оспаривающим решения комиссии в суде.
"Если есть доказательства преступления — наступает персональная уголовная ответственность. Если зафиксировано игнорирование должностных обязанностей — то административная", — рассказала Белькова.
Так что если мотивации высоким окладом окажется недостаточно для честной работы комиссии, стимулом послужит угроза административной или даже уголовной ответственности.